ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
25 дней назад 676 islamdag.ru/

Наверное, большинство мусульман не знают, чему посвящен самый длинный аят Корана. Подобная характеристика, несомненно, служит показателем особой важности данных слов Создателя.

Всевышний в Коране во многих местах указывает на обязанности мусульман друг перед другом, на принципы взаимоотношений, которые должны складываться в процессе жизнедеятельности людей.

Переселяясь в Медину, Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), понимая всю опасность ситуации, оставил сподвижника Али (да будет доволен им Аллах), чтобы тот вернул всё доверенное на хранение Пророку имущество. Ведь, несмотря на ненависть мекканцев, они доверяли ему больше, чем кому бы то ни было. Давайте задумаемся. Оставить сподвижника и двоюродного брата в одном лице в своем доме, понимая и будучи уверенным, что ночью там находиться будет опасно! Что могло заставить пойти на столь рискованный шаг? Доверенное ему имущество, которое оставалось на хранении у Пророка милости (салляллаху аляйхи васаллям).

Я думаю, также нам не стоит забывать фразу великого сподвижника Пророка, Али бину Абу Талиба, который на вопрос «А боялся ли ты кого-либо из людей?» ответил: «Да, я испугался взгляда человека, которому я должен был деньги». Хотя, как известно, этот сподвижник славился помимо своей богобоязненности и следования пути Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), своим мужеством и храбростью.

Когда же у Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) появился материальный достаток, который безотлагательно тратился им при необходимости на нужды и потребности других, относительно умерших должников он сказал:

مَنْ تَرَكَ مَالاً فَلأِ هْلِهِ وَ مَنْ تَرَكَ دَيْناً أَوْ ضِيَاعاً فَإِلَيَّ وَ عَلَيَّ وَ أَناَ أَوْلىَ بِالْمُؤْمِنِينَ

«Кто оставляет имущество, то оно принадлежит его семье, кто же оставляет за собою долг, то обращайтесь ко мне. Я выплачу за него, ибо я первый, кто должен помогать верующим» (св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

О том, чтобы такая форма взаимопомощи должна быть продолжена и после него, Посланник Господа (салляллаху аляйхи васаллям) говорил:

مَنْ تَرَكَ مَالاً فَلِوَرَثَتِهِ وَ مَنْ تَرَكَ دَيْناً فَعَلَيَّ وَ عَلىَ الْوُلاَةِ مِنْ بَعْدِي مِنْ بَيْتِ الْمَالِ

«Кто оставляет [после смерти своей] имущество, то оно принадлежит наследникам его. Кто же оставляет долг [за который не может рассчитаться], то он на мне [то есть я расплачусь за него], а также на правителях после меня, [и будет выплачиваться] из государственной казны».

Неужели бы Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) стал сам ручаться за должника, если бы это было не столь важным делом? А теперь самое время спросить самих себя, как часто мы возвращаем долг вовремя? Как часто мы помогаем брату мусульманину вернуть долг в трудной для него ситуации?

Наверное, многие знают об уровне шахидов в Исламе. Так вот, даже им не прощается долг, если они имели возможность и не отдали, либо не записали в завещании, так как Абдуллах бин Амр бин аль-Ас передал, что Посланник Аллаха сказал: “Шахиду прощается всё, кроме долга”(Муслим – Хаким – Ахмад).

Многие ли знают, что тот, кто взял без намерения вернуть, подобен вору? Если же человек на самом деле попал в сложную ситуацию, и ему неоткуда взять, то пусть следует хадисам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и читает дуа о помощи в деле уплаты долга:

Передают со слов Му‘аза, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал ему:

– О Му‘аз, не научить ли тебя одной мольбе? Будь у тебя долг, (огромный, как гора) Сабир, Аллах (поможет тебе) отдать его, если ты станешь обращаться к Нему с этой мольбой, так обращайся же с ней к Аллаху и говори: «О Аллах, Обладатель власти, Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и лишаешь власти, кого пожелаешь, делаешь могущественным, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В деснице Твоей благо, поистине, Ты всё можешь, Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь, выводишь живое из мёртвого и выводишь мёртвое из живого, и оделяешь, кого пожелаешь, без счёта. Милостивый и в мире дольнем и мире вечном, Ты даруешь (блага обоих миров), кому пожелаешь, и лишаешь (их), кого пожелаешь, так окажи мне такую милость, которая избавит меня от необходимости в милости кого бы то ни было, кроме Тебя!

Аллахумма, Малика-ль-мульки, ту’ти-ль-мулька ман таша’у, ва танзи‘уль-мулька мим-ман таша’у, ва ту‘иззу ман таша’у, ва тузиллю ман таша’у. Би-йади-кя-ль-хайру, инна-кя ‘аля кули шай’ин кадирун, тулиджу-ль-ляйля фи-н-нахари, ва тулиджу-н-нахара фи-ль-ляйли, ва тухриджу-ль-хаййа мина-ль-маййити, ва тухриджу-ль-маййита мина-ль-хаййи, ва тарзуку ман таша’у би-гайри хисаб. Рахмана-д-дунйа ва-ль-ахырати ва Рахима-хума, ту‘ты ман таша’у мин-ха ва тамна‘у ман та-ша’у, ирхам-ни рахматан тугни-ни би-ха ‘ан рахматин ман сива-кя!» Передал Ат-Табарани.

А самый длинный аят самой длинной суры в Коране, как уже, наверное, можно было догадаться, посвящен долгу. Сура Аль-Бакара (Корова), аят: 282.

О вы, которые уверовали! Если берёте или даете [в долг] на срок определённый, то [скрепляйте это] письменно. И пусть писец записывает [условия сделки вашей] правильно. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах. Пусть пишет он то, что говорит взаймы берущий. Пусть убоится писец Бога, Господа своего, и не убавляет ничего [в договоре]. А если берущий в долг слаб умом, или немощен, или если не может он диктовать, то пусть диктует лицо его доверенное по справедливости. Призовите в качестве свидетелей двух известных вам мужчин. Если не найдется двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, угодных вам как свидетели, и когда одна из женщин забудет [что-либо], другая [сможет] напомнить ей. Свидетели же не должны отказываться, если приглашают их. И пусть не станет вам в тягость запись договора – большим он будет или малым – с указанием срока его. Порядок сей – самый справедливый пред Аллахом, самый верный по [надежности] свидетельства и самый далекий от сомнения.

Не будет греха на вас, если не скрепляете вы [договор] письменно, когда совершаете куплю-продажу между собой за расчет наличный. Когда уславливаетесь вы между собой о чём-либо, призывайте свидетелей. Не следует чинить обиду писцу или свидетелю. Если же станете вы обижать их, то возьмёте грех [на душу]. Страшитесь же Бога – учит Он вас [добру], ведая обо всем сущем.

Пусть Аллах поможет всем мусульманам избегать долгов перед людьми и стараться уменьшать долги перед Всевышним.

0 комментариев