|
Как Казахстану найти свой цифровой путь
|
Страна ещё может занять свою нишу в глобальной цифровой экономике.
Нурсултан Назарбаев в ходе Астанинского экономического форума Global Challenges Summit 2018 призвал создать правила использования криптовалют. Он отметил всё большую цифровизацию глобальной экономики, сказав, что «на наших глазах стремительно создается новая модель экономики, в которой оцифрован не только бизнес, но и вся жизнь общества».
Президент уже не в первый раз говорит о важности цифровой трансформации Казахстана. Для этого, в частности, была принята программа «Цифровой Казахстан», где можно выделить четыре важных момента. Во-первых, идет речь о цифровизации отраслей – нефтегазовой, энергетики, горнорудного комплекса, сельского хозяйства, – благодаря чему можно добиться повышения их эффективности. Уже существуют проекты по цифровому руднику; симуляции процессов для геологоразведки; внедрению систем учётов ресурсов на базе технологии блокчейн для нефтяной отрасли и животноводства. Во-вторых, в программе говорится о самом цифровом государстве. Основная цель – снижение издержек и упрощённое взаимодействие граждан, бизнеса и власти, снижение коррупции. Здесь тоже есть несколько интересных проектов по переводу НДС, земельного кадастра, зерновых расписок на блокчейн, что приведет к улучшению собираемости налогов, росту прозрачности. В социальной сфере – это проекты электронной системы здравоохранения по снижению затрат на профилактику, повышению доступа к качественному удалённому здравоохранению в регионах; проекты по удаленному образованию и интернету вещей в школах.
В-третьих, «Цифровой Казахстан» включает человеческий капитал и инновационную экосистему, без которых теряют смысл первый и второй пункты. В общих чертах: чтобы человеку существовать в современном мире, нужно, чтобы он работал и эта работа была востребована. Что происходит сейчас? Многие профессии исчезают. Например, беспилотные автомобили в ближайшем будущем оставят без работы водителей и таксистов, в зоне риска – бухгалтеры, закупщики, работники кол-центров. Со временем человеческий труд останется в наукоёмких, творческих отраслях или там, где заменять человека роботом невыгодно. В-четвертых, в программе говорится о развитии цифровой инфраструктуры. Некоторые эксперты считают, что это самый важный пункт, схожий с ролью дорог в классической экономике. По замыслу разработчиков, цифровая инфраструктура будет «питать» предыдущие три пункта «Цифрового Казахстана».
Помехи на линии
Многие госпроекты цифровизации, однако, упираются в нехватку мощностей. Дата-центр поставщика государственных услуг АО «НИТ» заполнен на 96%. Так, Казахстанский центр межбанковских расчетов Нацбанка РК презентовал систему, которая распознаёт лица и позволяет удалённо удостоверять личность. Это позволит людям открывать счета в банках без походов в их отделения. Но для того, чтобы система заработала, необходимо «положить» в дата-центры 3,5 петабайта биометрических данных в виде фотографий.
В сельской местности проекты часто тормозят проблемы со связью, где скорость не превышает 4 Мб/с, что мешает внедрять современные технологии в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве.
IT-инвестор Медет Рахимбаев на вопрос, способна ли программа изменить экономику, замечает:
- Плохо, что нет ни одной предпосылки, чтобы частный капитал включился в этот процесс. Государство не должно заниматься бизнесом – оно должно создать условия, ведь дерево нельзя посадить с корнями, его можно только вырастить.
Примеры для подражания
В качестве примера можно привести Беларусь, где цифровизация проводится силами компаний, выросших на офшорном программировании и ставших международными.
- Вся белорусская стартап-отрасль – это выходцы из EPAM Systems, Itransition Group, IBA IT Park и прочих компаний, которые в 1990-е самостоятельно писали софт, – говорит Александр Чекан,партнёр Haxus, белорусского инвестфонда, среди кейсов которого продажа стартапов AIMatter и MSQRD таким гигантам, как Google и Facebook. – Белорусская команда, создавшая всемирно известный World of Tanks, до этого почти в полном составе работала в минском офисе разработок Yahoo!

Но международному «умному капиталу» нужно что-то предложить, чтобы он развивал технологии и кадры в вашей стране. И, кстати, у Казахстана уже есть подобный опыт. В первые годы независимости он обрёл место в мировой экономической системе, дав иностранным инвесторам зелёный свет в свою ресурсную сферу, не связывая излишними обязательствами, а, напротив, предоставив благоприятные условия для работы и вложений.
Ещё одним хорошим примером здесь может быть Китай, который никогда самостоятельно не производил инновации и до сих пор не экспортирует их, хотя в том же рейтинге GII находится на 54 месте. Китайцы брали чужие разработки и внедряли у себя, за счёт этого добились огромных успехов в экономическом и технологическом развитии.
- Вопреки стереотипу сами по себе инновации в цифровой сфере вообще не совсем то, что позволяет зарабатывать, – полагает CEO Uchet.kz Максим Барышев. – Google не придумал поиск, его создала AltaVista, а Facebook не придумал социальную сеть – до этого был MySpace. Эффективно внедрить инновацию и получить финансовый результат значительно важнее, чем её изобрести. Поэтому Казахстану для начала нужно взять иностранные практики, найти инвестора, внедрить их и поддерживать. Как иностранные нефтяные компании обязывают инвестировать в регионы страны, так же следует поступить и с инновациями.
Выгодные преимущества
Что же есть у нас из того, что может быть интересно компаниям новых цифровых отраслей? По мнению экспертов, разработка ПО на экспорт в нашем случае не вариант: для этого просто нет достаточного количества своих специалистов, традиций в образовании.
- У Казахстана есть выгодное географическое положение и чуть ли не самая дешёвая электроэнергия в мире, – в свою очередь отмечает CDO (chief data officer) АО ДБ «Альфа-Банк» Максат Нуриденулы. – Что касается цифровой экономики, необходимо вспомнить, что каждые два года общий объём мировых данных удваивается. У Казахстана есть хороший транзитный потенциал не только грузопотока, но и трафика данных. Ведь для их обработки нужно всё больше и больше электроэнергии, которой у нас в избытке.
Нынешний мировой тренд – энергопотребление вычислений растёт быстрее, чем производство энергии. В Казахстане есть уголь, потенциально можно создать солнечные фермы, использовать энергию ветра.
В борьбе за место под «цифровым солнцем» необходимо понимать важность идеи. В мире нет успешных небольших стран, которые бы пытались делать все одновременно. Например, Беларусь – это в основном офшорное программирование, результат сильной IT-школы. Эстония – мировой пионер e-government, достаточно крупный экспортёр систем автоматизации для государств и муниципалитетов. Латвия – один из лидеров финтеха, именно оттуда родом Swipe и BitFury.
Не исключено, что сделать ставку на блокчейн и распределённые вычисления, используя преимущества дешёвой электроэнергии и географического положения, – тот самый единственный «цифровой путь» для Казахстана.
Как заниматься бизнесом в цифровую эпоху
И какие вызовы ставит перед казахстанскими предпринимателями внедрение новых технологий.
Практически все руководители, принимавшие участие в опросе CEO Survey в нынешнем году, отметили возрастающую роль цифровых технологий как одного из факторов, определяющих успех развития бизнеса. Цифровые решения не только революционным образом меняют производственный процесс как таковой, но и создают новую экономику, которая формирует новое поколение работников – амбициозных, понимающих, что технологии стирают границы между государствами, и все чаще выступающих драйверами развития современных предпринимательских проектов.
- Рост проникновения интернета в последние пять-семь лет стимулировал быстрое распространение информации. Некоторые истории успеха – Facebook, IPO, продажа Instagram – будоражат воображение молодого поколения. Появилось много молодых людей, которые стремятся работать в IT-компаниях и нацеливаются на это со студенческой скамьи, – отмечает глава Silkway Ventures Алексей Сидоров.
Автоматизированное будущее
В ближайшей перспективе процессы цифровизации затронут практически все специальности. Внедрение автоматизированных решений приведет к тому, что на некоторых участках работы роль человеческого персонала будет сведена к минимуму, что, с одной стороны, выведет на новый уровень производительность труда и качество выполнения работ, с другой – поставит под угрозу существование тысяч рабочих мест. В связи с этим развитие кадровой стратегии в цифровую эпоху уже сегодня становится одним из главных вопросов для руководителей компаний.
Генеральный директор Kagazy Recycling Виктория Горобцова отмечает, что компания постоянно организует стажировки и практику, отправляет производственников топ-уровня в Россию, на Украину, в Китай, страны Восточной Европы.
- Направлять сотрудников на обучение в страны Западной Европы, США нет смысла, потому что там совершенно другой уровень развития технологий. Мы выбираем государства, в которых технологии производства близки к нашим, – поясняет она. Аналогичной стратегии придерживаются представители других отраслей.
- Мы обязаны проводить переподготовку сотрудников, занятых на тех участках работы, которые будут автоматизированы. Мы используем принцип эволюционного развития, без тотальных перемен, поэтому остро перед нами этот вопрос не стоит. Наряду с навыками использования цифровых технологий надо развивать и навыки межличностного общения. Мы живем в то время, когда работа вне команды, за редким исключением, невозможна. Способность быть вместе – такой же мировой тренд, как глобализация, – считает Дмитрий Забелло, председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан).
- Но если процесс будет автоматизирован завтра, то проще поменять сотрудников, потому что нет времени на обучение, – отмечает спикер. Впрочем, считают некоторые опрошенные, в частности CEO Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов, освоение нововведений, продиктованных автоматизацией, не составит труда, особенно для молодых специалистов.
67% казахстанских респондентов и 60% иностранных уверены, что развитие кадровой стратегии в цифровую эпоху невозможно без пересмотра организации работы HR-департамента. Участники исследования солидарны в том, что робототехника и искусственный интеллект будут способствовать улучшению качества обслуживания – об этом говорят руководители 46% местных и 47% зарубежных компаний. Генеральный директор Arena S Дмитрий Провкин, в частности, уверен, что робототехника и искусственный интеллект могут повысить качество обслуживания клиентов, в первую очередь с точки зрения предоставления информации и сравнения характеристик, данных. Второй важный для клиентов фактор – скорость обслуживания: IT-решения должны помогать быстрее справляться с запросами клиентов.
Преодолеть цифровой барьер
Процесс цифровизации многогранен, и готовность рынка принять современные IT-решения и новые технологии не менее важна, чем стремление компаний внедрять эти разработки. Во многом именно поэтому более чем три четверти казахстанских респондентов – 77% – выразили обеспокоенность навыками использования цифровых технологий в РК. Для сравнения отметим, что среди СЕО, представляющих остальные страны, доля обеспокоенных этим вопросом тоже достаточна высока –71%.

Как отметили участники опроса, в Казахстане уже проделана серьёзная работа по внедрению цифровых решений и некоторые результаты впечатляют.
- Я могу с уверенностью сказать, что очень хорошо развит портал электронного правительства – лучше, чем в моей родной Бельгии. Часто бывает так, что развивающиеся страны идут на шаг впереди на пути к трансформациям, в том числе цифровым, – считает председатель правления АО «КЦДС «Атакент» Деннис Ван ден Вейх.
- В целом по стране наблюдается недостаток использования цифровых технологий. До некоторых населенных пунктов ещё даже интернет не дошёл, и в век высоких технологий такая ситуация не может не вызывать тревоги, – отмечает Оразхан Карсыбеков, руководитель Kusto Group.
С мнением Карсыбекова согласен и Володин, деятельность чьей компании непосредственным образом связана со сферой IT и цифровизацией.
- Недостаток навыков использования цифровых технологий в целом по стране вызывает сильное беспокойство. Относительно уровня их применения в Алматы, Астане и Шымкенте тревоги нет, но если мы посмотрим на ситуацию в регионах, то увидим, что там он всё ещё очень низок, – говорит предправления «Tele2 Казахстан».
Обеспокоенность навыками использования цифровых технологий в рамках конкретных отраслей испытывают 58% руководителей казахстанских компаний и 75% их зарубежных коллег. Примерно так же выглядит расклад мнений применительно к отдельным компаниям и их топ-менеджменту. В той или иной степени не удовлетворены навыками применения цифровых технологий в своей организации 57% отечественных и 70% иностранных СЕО. 51 и 76% соответственно считают, что могут улучшить собственные знания и навыки в этой области.
Говоря об отраслевом раскладе, следует отметить, что в банковском, телекоммуникационном бизнесе и других секторах, где уровень использования цифровых технологий традиционно высок, предъявляются более жёсткие требования к специалистам и определяющим критерием при подборе кадров становится уровень профессионализма, а не наличие диплома вуза или, например, возраст. По словам Сидорова, в последние годы наблюдается интересный тренд: люди постарше, поработавшие в банковском секторе, телекоме и других отраслях, поняли, что в крупных структурах они не реализуют карьерные амбиции. В результате они ищут возможность трудоустройства в IT-компаниях и стартапах.
В том, что в некоторых вопросах сотрудники старшего возраста могут дать фору молодежи, уверен и Забелло:
- Мы эволюционно развиваемся, банковский бизнес находится на пике развития IT, так что возраст специалиста не имеет значения: сотрудник просто не сможет работать, не имея соответствующих знаний.

В условиях дефицита квалифицированных кадров в сфере IT 80% казахстанских руководителей прибегают к сотрудничеству с внешними поставщиками. Такой подход наиболее оправдан в тех отраслях, где IT не является профильной сферой деятельности.
- Наша специфика – добывать металл. Все непрофильные активы, на мой взгляд, необходимо отдать специалистам, для которых это является профилем. Например, системы безопасности, настройки базы данных – это очень важно, но прямой добавленной стоимости нам не даст. Эти инструменты облегчения и ускорения процессов мы отдаём на аутсорсинг, – отмечает руководитель компании AltynEx Станислав Рясков.
Наряду с использованием услуг внешних поставщиков для привлечения специалистов по цифровым технологиям и развития этих навыков у сотрудников местные руководители используют такие инструменты, как модернизация рабочего места (75% респондентов), улучшение пакета льгот и вознаграждений (74%), реализация программ непрерывного обучения и развития (73%), внедрение новых гибких методов работы, например удалённая работа (60%). Большинство компаний, идя навстречу профессионалам в области IT, в той или иной мере сочетают различные подходы.
- У IT-специалистов есть запросы с точки зрения обучения, изучения новых продуктов. Мы вкладываемся в это направление и регулярно отправляем людей на обучение. Кроме того, для отдела IT у нас действует проектная система. Не важно, где и когда человек выполняет свою работу; важно, чтобы мы получили результаты в срок и должного качества, – говорит Провкин.
К практике стажировок, участия в хакатонах, специализированных конференциях регулярно прибегает и руководство Silkway Ventures, деятельность 80% сотрудников которой так или иначе связана с цифровыми технологиями.
По словам председателя правления «Ситибанк Казахстан» Андрея Курилина, применение таких технологичных решений, как, например, видеосвязь, позволяет познакомиться с большим количеством бизнес-партнеров из разных стран и экономит ресурсы компании.