|
Как превратить юношеское хобби в бизнес
|
Основатель интернет-магазина по продаже моделей сооружений, военной и гражданской техники, а также клея, красок, инструментов и других сопутствующих товаров для моделизма Тимур Утебаев приехал в Алматы из Шымкента.
Стипендиат «Болашака» получил высшее образование в Шотландии. Там же, в Эдинбурге, Тимур впервые увидел специализированный магазин моделей и загорелся идеей создания подобного проекта на родине. Он с детства любил исторические книги, увлекался моделизмом, который находится на стыке научно-технического прогресса и истории.
- Многие считают, что модели кораблей, самолётов, бронетехники – это игрушки. На самом деле моделизм – это почти религия. Правда, в Казахстане после кризиса она потеряла много адептов. Моделизмом увлекаются в основном люди среднего достатка и старшего возраста. Современным детям он кажется нудным, поскольку требует времени, концентрации, изучения новой информации, – говорит Тимур Утебаев.
Aquilifer начинался как офлайн-проект. В 2010 году Утебаев открыл магазин, арендовав маленькое помещение в спальном районе Алматы. Поначалу товар закупал у «Хобби-центра Казахстан», представителя японской Tamiya, деньги шли также на зарплату продавцов. Затем последовал переезд в центр города, в помещение площадью около 30 «квадратов», соответственно выросла стоимость аренды – до 200–250 тыс. тенге в месяц. Гораздо легче стало после того, как удалось выкупить собственный бутик в одном из торговых центров; только после этого удалось выйти на окупаемость.
На то, чтобы наработать свою аудиторию, потребовалось время, и в этом очень помог выход в интернет: в онлайн-магазины практически не заглядывают случайные посетители.
Утебаев также открыл интернет-магазин радиоэлектронных товаров Masterkit.kz; проект Airpaint.kz, посвящённый аэрографии; стал партнёром проекта женского творчества Samodelki.me. Специфика всех этих начинаний, связанных с хобби, заключается в «заточенности» на узкий круг пользователей, зато свою нишу они прорабатывают намного глубже, чем конкуренты, работающие в более массовом сегменте. Последним нет смысла продавать специальные краски для моделизма или редкие инструменты.
Aquilifer получил известность, в том числе в тех городах, где целевая аудитория не столь велика и нет смысла в открытии офлайн-магазина. В числе постоянных покупателей, например, увлечённые моделизмом жители западных областей страны, достаточно обеспеченные, чтобы платить за любимое хобби, но не имеющие доступа к такому многообразию товара, как их алматинские сотоварищи. Поступают заказы из других регионов, а также из России, Кыргызстана и Узбекистана.
В такой специфической нише, как моделизм, наличие наряду с онлайн-ресурсом физического магазина в Алматы является плюсом небольшого местного игрока перед такими серьёзными конкурентами, как Aliexpress и российские интернет-магазины.
- Онлайн-магазину в чистом виде тяжело продавать продукт, который требует особых знаний, а ролики на YouТube выручают не всегда. Многие делают покупки в интернете, но приходят в магазин за консультацией, которую я могу дать как человек, давно занимающийся моделизмом. Мы знаем, насколько хорошо сделана та или иная модель, как ляжет та или иная краска, – говорит продавец-консультант Андрей Щепалов.
Через интернет основатели Aquilifer налаживают и связи с производителями, среди которых Tamiya, Italeri, Airfix, Dragon, Trumpeter, «Звезда» и др. В последние годы благодаря развитию компьютерного моделирования порог вхождения на этот рынок для новых компаний снизился, новые модели появляются буквально каждый день.
- За всем угнаться невозможно, но наши клиенты ценят Aquilifer за то, что мы часто обновляем ассортимент. Мы выбираем товары, которые наверняка будут пользоваться успехом. Так, у наших клиентов востребованы модели бронетехники и самолётов; корабли же более популярны в странах, где есть выход к океану, – объясняет Утебаев.
Моделизм, как любое хобби, подвержен сезонности – пик продаж приходится на осень и зиму, с апогеем перед Рождеством и Новым годом. В США и Европе растёт спрос на модели современной российской техники, показавшей себя в горячих точках; вне времени всё, что связано с периодом Второй мировой войны – к слову, самую полную линейку моделей советской военной техники выпускают китайские компании. Некоторые фирмы воплощают в моделях прототипы, не дошедшие до серийного производства. Производители очень быстро реагируют на появление технических новинок. Стоило пассажирскому Ту-204 появиться на авиасалоне, как «Звезда» изготовила модель борта «Почты России», а модель танка Т-90 МС появилась даже раньше, чем с конвейера сошла настоящая машина.
После девальвации среди клиентов заметно вырос спрос на модели в ценовом диапазоне от 700 до 1000 тенге, для сборки которых не нужен клей. Их используют для создания диорам военных баталий или в качестве фишек в настольных играх. А один из самых дорогих экземпляров в коллекции Aquilifer – модель американского авианосца, в комплекте с которой идут модели 40 единиц авиационной техники – ценой больше 70 тыс. тенге. По словам Утебаева, найти покупателя на такой товар непросто: мало кто может выделить из бюджета столь значительную сумму, а потом вложить ещё примерно столько же, чтобы довести модель до совершенства.
Структура покупок очень разная: один может выделить на любимое хобби не более 1000 тенге в месяц, другой заказывает массу дешевых танков, третий за две покупки выполняет месячную норму магазина по выручке.
- Нам приходится конкурировать с большим количеством предложений, но у небольших игроков всегда есть возможность найти свое место, ведь даже в океане пищи хватает и огромным акулам, и мелким рыбёшкам, – улыбается собеседник.