|
Как применяют технологию «точного земледелия» в Костанайской области
|
В рамках программы цифровизации АПК Костанайская область является пилотным регионом. Здесь уже приступили к использованию технологии «точного земледелия». О том, как внедряются новшества в аграрном регионе, рассказал главный специалист отдела экономики и анализа развития АПК управления сельского хозяйства Костанайской области Мухтар Мусабаев, передаёт корреспондент МИА «Казинформ».
В области в рамках цифровизации основной упор делается на умные фермы в молочном, мясном направлении, в птицеводстве, а также на внедрении элементов точного земледелия, растениеводстве.
«Технологии точного земледелия внедряются сегодня в двух пилотных хозяйствах - ТОО «Олжа Садчиковское» и ТОО «Трояна» в Фёдоровском районе. Начали они с агрохимического анализа пилотных полей: отобрали по 400 га полей в «Садчиковское» и в «Трояне». На полях был проведён агрохимический анализ почты на предмет содержания фосфора, гумуса, азота, калия, питательных макро и микроэлементов почвы»,- рассказал М. Мусабаев.
Этими вопросами, как выяснилось, на сегодняшний день в рамках заключённого меморандума с акиматом Костанайской области, занимается КазАТУ им С. Сейфуллина. Специалистами вуза также проведена техническая ревизия парка вышеуказанных хозяйств и озвучена рекомендация о необходимости дооснащения имеющегося посевного комплекса хозяйств новинками.
«Хозяйства дооснастили посевной комплекс системой дифференцированного несения минеральных удобрений и семенного материала. С помощью этого была проведена первая посевная в этом году. Кроме того, перед началом уборки в двух хозяйствах установили систему мониторинга урожайности, которая будет вести автоматическую запись информации о том, на каком участке какая урожайность и причину неодинаковой урожайности на разных участках. Это все будет сохраняться в истории базы данных, накладываться на карту, после чего агроном уже сможет сделать выводы о будущей урожайности»,- пояснил специалист профильного ведомства.
К слову, уже по итогам уборочной кампании будет известна экономическая эффективность внедрённых в двух хозяйствах элементов точного земледелия. Если они отметят для себя эффективность внедрения проекта, то в следующем году проект планируется масштабировать и внедрить в других хозяйствах региона.
Названы семь приоритетов экономического развития Казахстана
В пятницу, 7 сентября, на пресс-конференции министр национальной экономики Тимур Сулейменов презентовал подходы правительства, выработанные для формирования новой экономики страны.
Для чего вообще потребовались новые решения? Министр объяснил это так:
- Сейчас нарастает всё больше и больше геополитическая напряжённость. На смену вялотекущему протекционизму и регионализации приходят открытые торговые войны, как бы их ни называли. Это макроэкономическая реальность, в которой мы с вами живём. Кроме того, США проводит свою политику, и здесь мы видим, что ужесточение монетарной политики Федеральным резервом влечёт все ресурсы мировых инвесторов именно в экономику США, в ценные бумаги американского правительства. Это очень сильно влияет на инвестиционный интерес, на валюты стран развивающегося мира, и мы в этом отношении также не исключение. Несмотря на то что экономическая ситуация достаточно сложная, наши интересы и цели неизменны. Глава государства их поставил, и мы твёрдо движемся по направлению к 30 наиболее развитых государств. У нас есть Стратегия-2050 - это главный документ. Для того чтобы на различных этапах нашего движения мы ставили себе более чёткие и отвечающие конкретным реалиям того или иного периода цели, разрабатываются стратегические планы.
- В 2000-2010 крупными локомотивами развития выступали наши квазигосударственные компании, такие как КТЖ, КМГ, «Самрук-Казына» в целом. Мы предполагаем, что в дальнейшем мы будем делать ставку на частный сектор, крупные, малые и средние компании частного сектора, и перейдём от государственного стимулирования экономики на частное. Переход от внутреннего потребления - то есть у нас хорошая ситуация была с экономикой, за счёт этого росли заработные платы, и за счёт этого был высокий уровень потребления. Он был драйвером роста, остаётся им и сейчас. Но на смену ему может прийти другой драйвер, мы считаем, это экспорт. Экспорт в первую очередь перерабатывающих отраслей, - объяснил Тимур Сулейменов.
Семь предлагаемых системных изменений - это реформы, которые, как рассчитывает правительство, должны охватить «все ключевые аспекты жизни страны – развитие человека, технологии, бизнеса, обеспечение верховенства права, развитие регионов, общества и госсектора».
В приоритет вынесен человеческий капитал - текущие и будущие потребности страны в профессиональных кадрах. Предполагается, что уже сейчас проводится переориентация всей системы профподготовки на кадровые запросы современной экономики, масштабное обновление учебных программ и непрерывность обучения на протяжении всей жизни. В реализации этого изменения главным инструментом должна стать государственная программа развития образования и науки на 2016-2019.
Третье направление - конкуренция и конкурентоспособный бизнес – должно активизировать частный сектор. Здесь ставка делается, во-первых, на программу приватизации, причём, как подчеркнул министр, все активы Комплексного плана приватизации, за исключением стратегических IPO, будут реализованы до конца 2018 года.
Сокращая долю государства в экономике, продолжат и снижение административных барьеров для бизнеса. А для повышения конкурентоспособности наших товаров на внешних рынках принята Экспортная стратегия, расширившая инструменты финансовой и нефинансовой поддержки. При этом основной упор будет сделан на развитие экспортоориентированных услуг, таких как туризм, медицинский туризм на базе Национального медицинского холдинга, образовательные услуги с предоставлением грантов для иностранных студентов и обучения на иностранных языках, финансовые и деловые услуги в условиях особого правового режима на базе МФЦА, транспортные транзитные услуги и космические услуги.
По данным миннацэкономики, за первое полугодие 2018 поддержано 33 казахстанских экспортёрана общую сумму 26,5 млрд тенге, что в 2 раза превышает аналогичный период 2017 года. Дополнительно планируется поддержать более 100 экспортоориентированных компаний обрабатывающего сектора на сумму порядка 375 млрд тенге.
Четвёртое направление - правовое государство без коррупции – предполагает дальнейшую реализацию Плана нации, приведение судебной системы к международным стандартам, повышение стабильности законодательства.
Для ограничения возможности коррупционных проявлений проводится оптимизация и цифровизация процессов госуправления в рамках «Цифрового Казахстана».
Пятое направление - сильные регионы и урбанизация – это экономическое развитие регионов за счет повышения их самостоятельности и обеспечения равного качества жизни населения независимо от места проживания. Процесс урбанизации станет более равномерным. Реформы направлены не только на агломерации, но и на средние города. В результате сократится социально-экономический разрыв и дисбаланс между регионами.
Здесь ключевыми мерами являются обновление Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны. Текущая схема была принята в 2011, с того момента значительно поменялась макроэкономическая среда, транспортно-логистические возможности страны, дала плоды индустриализация и экономическая интеграция. Планируется, что до конца года Программа развития регионов будет обновлена, при этом отдельно будут проработаны меры поддержки приграничных территорий, с тем чтобы сделать их привлекательными для инвестиций, направленных на экспорт.
Шестое направление - модернизация общественного сознания – определяет становление единой нации сильных и преданных стране людей. В этом ключевую роль играет реализация программы Рухани жаңғыру.
Седьмое направление - госсектор как лидер изменений – направлено на повышение роли государственных органов как движущей силы модернизации страны. Будет расти общая эффективность госаппарата благодаря внедрению новейших технологий управления и цифровизации. Развитие клиентоориентированности и адаптивности будет одной из ответственных задач правительства.