|
Какой бизнес можно запустить в 18 лет, не имея стартового капитала
|
Житель Актобе Марат Утениязов, будучи студентом, свою предпринимательскую деятельность начинал с доставки цветов. Вскоре молодой человек открыл первый цветочный магазин, затем оптовый центр по продаже цветов. Начинающего бизнесмена не сломили ни поджог его центра, ни недобросовестные поставщики. Сегодня в его цветочных магазинах под брендом Romantic продается более 100 тыс. роз в месяц.
- Я хотел финансовой независимости от родителей и хотел сам помогать им. Ходил на бизнес-курсы в Назарбаев Университете, перебирал в голове разные идеи, пока не остановился на продаже цветов, – рассказал Марат Утениязов Forbes.kz специально для проекта «Сделано в Казахстане».
Так, в 18 лет он занялся в родном Актобе доставкой цветов. Никаких вложений это дело не требовало. Юноша принимал заказы на цветы через аккаунт в Instagram, покупал их у поставщика и доставлял клиенту. Накопив 240 тыс. тенге, Марат открыл первую цветочную лавку. За аренду помещения он заплатил 40 тыс. тенге, на оставшиеся деньги закупил розы, витринный холодильник, канцтовары и материал для оформления букетов.

- Первый месяц работал сам. К тому моменту я уже умел оформлять букеты: научился у флористов, когда занимался доставкой цветов. Через месяц я уже нанял продавца, которого обучил всему сам, – рассказал Марат.
Через пару месяцев Марат уехал на учёбу в Астану. К слову, специальность, на которую обучался Марат, никак не связана с предпринимательской деятельностью. Ведение бизнеса Марат доверил своему продавцу, управляя по телефону.
В то время магазин продавал не более 300 роз в неделю. Сейчас два его магазина за неделю делают продажи свыше 20 тыс. роз.
Второй цветочный магазин Марат открыл через 3 года. Правда, начинающий предприниматель открывал и закрывал его 3 раза.
- Мы неправильно выбирали место продажи. Это уже сейчас я знаю, что любой бизнес требует органики. Чтобы была проходимость, парковка, куда сразу же можно заехать, а не проезжать 100 метров или делать круг. Это всё мы поняли методом проб и ошибок. Все помещения были рентабельны, приносили прибыль. Но из-за увеличения оборота мы переезжали в более просторные помещения, – поделился Марат.
Уже через год после начала работы первого магазина Марат вместе с лучшим другом Дмитрием Бондаренко открыли в Актобе оптовый центр по продаже цветов. Его друг и партнёр по бизнесу до этого также начинал с доставки цветов, но в Москве, где он учился.
- Сначала над нами смеялись: куда вы, 19-летние, лезете? Но постепенно уже треть поставок в городе осуществляли мы. Цветы мы поставляли из Москвы, цены и качество клиентам тоже очень нравились, – рассказал собеседник Forbes.kz.

Однако через год работы оптовый центр сгорел: в помещение бросили «коктейль Молотова». На тот момент молодые бизнесмены были рады лишь тому, что никто не пострадал.
- Но мы не сдались, восстановили центр. Родные и близкие ободряли нас, говоря, что после пожара лес зеленеет. А после этого произошла другая история. На 8 марта мы закупили партию цветов в Москве, но поставщик сэкономил на логистике – в самолёте не было, так сказать, климат-контроля. Цветы пришли «полумёртвые». Большую часть утилизировали, что-то продали. Ничего не заработали, ушли в ноль. После пожара хорошо, хоть не в минус ушли. Эти два случая нашу работу за три года свели к нулю по деньгам, – поделился бизнесмен.
После этого предприниматели сменили поставщика и сейчас возят цветы с голландского аукциона.
Соучредители бренда Romantic задумывались над тем, чтобы самим начать выращивать цветы в теплице, но в итоге отказались от этой идеи.
- Тепличные розы и бутоном меньше, и держатся недолго в сравнении с теми, что выращиваются в Эквадоре. Все розы на самом деле выращивают там. В Эквадоре идеальные климатические условия для них, – раскрыл Марат один из секретов цветочного бизнеса.
- Я учусь на своём опыте, нарабатываю его. Я готовлю себя к чему-то более масштабному. Пока, правда, не знаю, будет ли это производство или ретейл, – сообщил Марат.
Спустя четыре года в двух цветочных магазинах Romantic работает 35 сотрудников. На подходе – открытие третьей точки продаж. После этого в планах у бизнесменов «упаковать свой бизнес во франшизу».
- Мы открыты для людей и готовы помогать им развивать свой цветочный бизнес с нуля и довести до высоких продаж, – заявил Марат.
По его словам, цветочные магазины в среднем продают от 300 до 1500 роз в неделю. Актюбинские же цветочных дел мастера знают, как довести продажи до 20 тыс. роз.
Если говорить о рекордах, то, по словам Марата, в прошлом году на 8 Марта Romantic продал 50 тыс. роз и 30 тыс. тюльпанов.
- А ещё для меня очень важно, что не стыдно показать свой бизнес родителям. Я вкладываю душу в свой проект, который приносит людям только радость, – заключил Марат Утениязов.