Что такое друзизм — одна из оккультных сект Ближнего Востока?
Что такое друзизм — одна из оккультных сект Ближнего Востока?
4 месяца назад 1648 yenisafak.com

Друзы — эзотерическая секта, возникшая из исмаилизма в период правления шестого халифа из династии Фатимидов — аль-Хакима би-амрилляха, и провозгласившая его божественность. Согласно друзской доктрине, такие религиозные обязанности, как мученичество, молитва, закят, пост, паломничество, джихад и опекунство, были отменены. Вместо них были введены семь новых принципов. 

Друзы появились на исторической арене в последние годы правления аль-Хакима. Хотя основоположником учения считается Хамза ибн Али, название секты происходит от имени Наштекина ад-Дарази — первого человека, открыто проповедовавшего эту веру и призывавшего к ней людей.
 

На формирование доктрины друзов значительное влияние оказал исмаилизм. Они заимствовали терминологию и методы герменевтики, схожие с исмаилитскими. Однако друзы внедрили и собственные элементы, отличающие их от исмаилизма. Эти различия особенно проявляются в понимании института имамата, космологии и толковании Корана.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ И БОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ АЛЬ-ХАКИМА БИ-АМРИЛЛАХА 

В вероучении друзов Бог аль-Хаким би-Амриллах обладает двумя аспектами — божественным и человеческим. Божественная сущность Бога не может быть воспринята чувствами и воображением, а также познана посредством мнения или аналогии. Он уникален в том смысле, что не имеет себе подобного. Он сотворил всё сущее из Своего света, и всё вернётся к Нему. Поскольку общение между Богом, обладающим столь возвышенным величием, и человеком посредством слов или человеческого разума невозможно, Бог являл Себя человечеству через различные периоды проявления, охватывающие миллионы лет. В конечном итоге, высшее и окончательное проявление Бога было явлено в личности аль-Хакима би-Амриллаха, шестого халифа Фатимидов. Таким образом, аль-Хаким воплощает в себе неразделимые божественный и человеческий аспекты.

НУЖЕН РАЗУМ КУЛЛИ

Доктрина творения у друзов во многом представляет собой переосмысление исмаилитской концепции. Согласно этой доктрине, процесс сотворения включает появление возвышенных космических сущностей в рамках строгой иерархии. Все существа возникают по воле Единого, источника всего сущего. Однако, поскольку Бог слишком трансцендентен, чтобы взаимодействовать с материальным миром напрямую, акт творения осуществляется посредством Всеобщего Разума (Разум Кулли). Он служит посредником между Богом и сотворённым миром. 

ТЕКАММУС: ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ

Согласно друзской вере, душа переходит из одного тела в другое. Все человеческие души были сотворены одновременно и в ограниченном количестве. Их число не увеличивается и не уменьшается. Душа не умирает — умирает только тело. Когда человек умирает, его душа немедленно переселяется в другое тело. Вера в текаммус (переселение душ) является одним из ключевых догматов друзской религии. Те, кто следует вероучению друзов и кто в прошлом принял истину, всегда перерождаются. В этом контексте текаммус — это не изменение сущности души, а переход в различные состояния на пути духовного восхождения. Физические и социальные состояния, такие как слепота, нищета, увечья или невежество, считаются следствием грехов, совершённых в предыдущей жизни.

СЕМЬ ОСНОВ ВЕРЫ ДРУЗОВ 

Семь наставлений или добродетелей, связанных как с верой, так и с нравственными аспектами учения друзов, считаются четвёртым обязательным элементом религии этой секты. По утверждению друзов, Хамза ибн Али отменил религиозные обязанности, такие как мученичество, молитва, закят, пост, паломничество, джихад и опекунство, которые были обязательными для последователей та’виля (эзотерического толкования), включая суннитов, шиитов-имамитов, исмаилитов и карамитов. На смену этим исламским предписаниям были введены семь новых принципов:

1. Правдивость.

Правдивость является как религиозной, так и светской обязанностью друзов. В соответствии с этим принципом, заменившим молитву, друз должен быть честен по отношению к своим единоверцам. Нарушение этого правила приравнивается к впадению в многобожие. Однако при необходимости друзу дозволяется скрывать истину от тех, кто не принадлежит к их общине. 

2. Защита единоверцев.

Этот принцип, заменяющий закят, означает уважение к правам единоверцев и заботу об их нуждах. Это считается священным долгом каждого друза. Речь идёт не о всеобщем братстве, а исключительно о братстве внутри секты.

3. Отказ от поклонения несуществующему и ложному.

Данный принцип заменяет пост. Хотя он упоминается как третий, в действительности считается первым и основополагающим положением учения друзов. Согласно вероучению, первым шагом друза, принявшего монотеистическое призвание, должно быть отречение от всех других религий и верований, особенно от внешнего и внутреннего шариата ислама.

4. Избегание демонов и развратников.

К числу демонов и развратников относятся все, кто отклоняется от истинного единобожия по версии друзов. Первым из них считается Иблис. За ним следуют рационалисты, буквалисты, имамы, авторитеты, а также сторонники как внешнего, так и внутреннего шариата. Друзы принципиально отвергают всех пророков, считая, что они отреклись от аль-Хакима и проповедовали божество, которое никогда не являлось. В этом контексте все пророки обвиняются в пропаганде ложного единобожия, невежестве и искажении истины. 

5. Вечное признание единобожия Мауланы.

Эта обязанность составляет основу монотеистической доктрины друзов. Её цель — утверждение божественной сущности аль-Хакима би-Амриллаха как окончательного и совершенного проявления Бога на земле. Принцип противопоставляется произнесению «калимы таухида» и должен исповедоваться исключительно в сердце, чтобы сохранить принцип сокровенности.

6. Принятие всех действий аль-Хакима би-Амриллаха.

Этот принцип, пришедший на смену джихаду, требует безусловного признания, что все действия, совершаемые человеческой формой, через которую Бог проявляется в этом мире, являются проявлением высшей мудрости, будь то кажущиеся справедливыми или нет.

7. Повиновение повелениям и воле аль-Хакима — явным и скрытым.

Принцип, заменивший опекунство, выражает полную покорность воле аль-Хакима как в явных, так и в сокровенных вопросах. Это включает в себя безоговорочное подчинение как внешним законам, так и внутренним указаниям, исходящим от божественного начала. 

ДРУЗЫ СЕГОДНЯ

Сегодня в мире насчитывается около одного миллиона друзов. Большинство из них проживает на Ближнем Востоке — в Ливане, Сирии, Израиле и Иордании. В Ливане друзы, составляющие около 7% населения, преимущественно обитают в районах Шуф и Алай. В Сирии основная часть друзского населения сосредоточена в районе Джабаль ад-Друз. В городе Эс-Сувейда расположена крупнейшая друзская община не только в Сирии, но и на всём Ближнем Востоке. В прежние века сирийские друзы также жили на Голанских высотах (ныне оккупированных Израилем), в Дамаске и его окрестностях, а также в Алеппо. В настоящее время друзы составляют небольшое меньшинство в Сирии — не более 6% от общего числа населения страны.

Примечание: Статья подготовлена на основе трудов Айтекина Шензейбека «Друзы: от истоков до наших дней» и доцента, доктора Музаффера Тана «Друзы: от прошлого к настоящему».
Эксклюзив: Кто такие друзы Сирии и почему они подвергаются нападениям?

После смертоносных столкновений на юге Сирии Euronews поговорил исключительно с религиозными лидерами и активистами общины о происхождении друзов и последствиях недавнего насилия.

После ожесточенных столкновений между друзами и бедуинскими ополченцами в южном регионе Сирии на прошлой неделе, в результате которых погибло более 1000 человек и почти 130 000 были вынуждены покинуть свои дома, религиозная группа оказалась в центре внимания всего мира.

Несмотря на насилие, один из трех религиозных лидеров друзов, Хекмат аль-Хиджри, сказал в интервью Euronews, что группа была сформирована «мирными людьми, которые никогда ни на кого не нападали в прошлом» на основе трех основополагающих принципов.

«Использование разума, неагрессия и правдивость» — это то, с чем друзы связывают себя, объяснил Аль-Хиджри.

Тем не менее, на протяжении всей своей 1000-летней истории друзы не были новичками в конфликтах.

Религия единства

Объяснить историю одной из самых сложных религиозных групп Ближнего Востока нелегко даже для посвященных. Как сказал Euronews один из религиозных лидеров друзов: «Нам придется вернуться во времена пророков Шуиба и Моисея».

Основанная в Египте в начале XI века как ответвление исмаилитского ислама, который сам является ответвлением шиитского ислама, друзская доктрина, как сообщается, впервые была проповедана в Каире в 1017 году, что закончилось беспорядками в египетской столице.

Большая часть основополагающей идеологии была основана на личности фатимидского лидера Аль-Хакима, которого одни уничижительно называли «Безумным халифом», в то время как другие почитали его как божественно избранного верховного лидера.

Противоречивая фигура, обвиняемая в преследовании мусульман-суннитов, а также христиан и евреев, Аль-Хаким таинственно исчез в 1021 году.

То, что последовало за этим для вновь созданного друзского меньшинства, было отмечено дискриминацией и преследованиями.

Они были в значительной степени изгнаны из Египта преемниками Аль-Хакима и поселились в горных районах Шама, который включает в себя современную Сирию, Ливан и спорные части Израиля.

FILE: A Druze man reads a holy book outside the Nabi Shuaib shrine during the annual pilgrimage to the site, near the Sea of Galilee in northern Israel, 25 April 2025
ФАЙЛ: Друз читает священную книгу возле святилища Наби Шуаиб во время ежегодного паломничества к этому месту, недалеко от Галилейского моря на севере Израиля, 25 апреля 2025 г. AP Photo

Большая часть друзских догм остается окутанной тайной, но друз, проживающий в Сувейде, который происходит из семьи шейхов, но пожелал остаться анонимным из соображений безопасности, рассказал Euronews, что группа «следует религии таухид (единство), которая является интеллектуальной и духовной верой, основанной на идее о том, что отношения человека с Богом являются духовными и интеллектуальными. не зависит от навязанных религиозных ритуалов».

Короче говоря, «это добровольная, а не принудительная вера», которая не является частью какой-либо другой религии, включая ислам. В мировоззрении друзов это означает, что группа «способна гармонировать с различными сектами, религиями и этническими группами».

С 1043 года религия друзов была закрыта для новообращенных. Сегодняшнее население друзов насчитывает всего 1 миллион человек во всем мире, более двух третей из которых живут в Сирии.

Борьба за свободу

На протяжении своей тысячелетней истории друзы часто вступали в союзы с различными более широкими державами. Во время крестовых походов друзские солдаты помогали айюбидским, а затем мамлюкским силам, сопротивляясь наступлению крестоносцев на ливанском побережье.

Они также поддерживали относительно высокий уровень автономии на протяжении веков османского владычества, даже бросив вызов своей власти в 1600-х годах после формирования коалиции с христианами-маронитами.

Совсем недавно, когда регион был разделен европейскими державами на современные национальные государства, чьи часто пористые границы остаются неизгладимыми на картах и сегодня, шейх аль-Хиджри отмечает, что друзы «были среди тех, кто помог основать государство Ливан».

FILE: Lebanese rebel leader of the Druze, Kamal Joumblat, poses amidst a group of heavily armed followers at his headquarters in Mouktara, 5 July 1958
Лидер ливанских повстанцев друзов Камаль Джумблат позирует среди группы вооруженных до зубов последователей в своей штаб-квартире в Муктаре, 5 июля 1958 года.

В соседней с Сирией стране они остаются мощной политической силой во главе с династией семьи Джумблатт, поколения которой возглавляли Прогрессивную социалистическую партию с друзским большинством.

В Сирии все было по-другому, и она была запятнана «крайней маргинализацией и отвратительным сектантским обращением», утверждает шейх.

Мало того, что община раскололась, когда Израиль аннексировал Голанские высоты, где большинство населения составляли друзы, в ходе Шестидневной войны 1967 года, четыре года спустя к власти пришла партия Баас во главе с Асадом, что, по словам лидеров и активистов друзов, стало началом пяти десятилетий дискриминации.

«Режим Асада маргинализировал друзов до такой степени, что им было запрещено копать колодец или строить завод, а также им было запрещено занимать высокие военные должности», — утверждает аль-Хиджри.

Тем не менее, не все описывают отношения между друзами и Хафезом аль-Асадом и его недавно свергнутым сыном Башаром как такие сложные. Некоторые считают, что старый режим подавляет религиозную напряженность в стране, где около 20% 24-миллионного населения являются представителями религиозных меньшинств.

Были даже обвинения в том, что аль-Асады, которые сами происходят от другой шиитской группы, алавитов, отдают предпочтение несуннитским группам.

Как сказал Euronews один из видных представителей друзской общины в Сувейде: "Друзы извлекли выгоду из последнего режима; Они заключали с ним сделки, они поддерживали идеи и действия режима».

Тем не менее, друзская художница и активистка Тамара Абу Алван непреклонна в том, что многие, если не большинство, членов меньшинства были яростно против Асада.

«Лично я участвую в революции уже 14 лет. Мой отец тоже потерял работу, потому что был противником режима. Мы все были в оппозиции. Мы были семьей, которая поддерживала друг друга и оказывала помощь районам, неподконтрольным правительству, даже несмотря на то, что это подвергало нашу жизнь риску».

Когда силы под командованием Ахмеда аль-Шараа, бывшего лидера исламистского ополчения, чье прозвище Аль-Джолани произошло от арабского названия Голанских высот, Абу Алван сказал Euronews: «Я был так счастлив. Я верил, что 14 лет со всеми шехидами, проливавшими кровь, закончились».

«Но потом оказалось, что это только начало чего-то еще худшего».

Сюжет сгущается

Новые власти в Дамаске в основном были встречены международным сообществом с осторожным вздохом облегчения.

Аль-Шараа встречался с лидерами западных держав, включая Великобританию, ЕС и США. Дональд Трамп даже назвал нового президента «красавчиком».

За этим последовала отмена многих разрушительных санкций, которые были наложены на режим Асада за преступления против сирийского народа. Сегодня 90% населения все еще живет за чертой бедности, а экономика висит на волоске.

Несмотря на то, что многие хвалят Шараа за обеспечение стабильности в стране, опустошенной более чем десятилетней войной, Сирия пережила многочисленные вспышки межэтнического насилия, особенно в начале марта, когда алавитские общины были убиты в прибрежных районах.

В то время как аль-Шараа призывал к спокойствию и обещал провести независимое расследование утверждений о том, что связанные с правительством силы инициировали то, что один комментатор назвал «оргией насилия», многие считают, что президент был соучастником.

A Bedouin fighter flashes victory sign as he rides a motorcycle at Mazraa village on the outskirts of Suwayda city, 18 July 2025
Бедуинский боец мигает знаком победы, когда едет на мотоцикле в деревне Мазраа на окраине города Сувейда, 18 июля 2025 года AP Photo

«Они попросили (алавитов) сдать оружие», — сказал житель Сувейды во время интервью. «Когда оружие было передано, и сирийский прибрежный район оказался изолированным... Они нападали на человечество и совершали ужасные массовые убийства».

«Целые деревни были убиты и истреблены. Дома и дома были сожжены».

Шейх Хикмат согласился, добавив: «Они используют местную группировку для разжигания розни, а затем проводят массовые убийства против своих противников».

Духовный лидер утверждает, что он предвидел недавнее насилие за несколько месяцев до этого. «Они потратили семь месяцев на систематическую кампанию в СМИ», — вспоминает шейх Хикмат, что, по его словам, разжигало межэтническую напряженность.

«Были даже недели, когда Сувейда занимала более 25% новостных репортажей арабского мира, в то время как не было никаких открытых споров или столкновений, что ясно указывало на заранее продуманный план против друзов».

Доверие к Аль-Шараа подорвано?

В конце апреля напряженность переросла в насилие, что привело к гибели почти 100 друзских бойцов.

Кроме того, было убито более 30 правительственных боевиков, а Армия обороны Израиля нанесла авиаудары, в том числе в районе президентского дворца. Это оказалось прелюдией к тому, что должно было произойти.

13 июля на юге Сирии вновь вспыхнули бои, в ходе которых бедуинские и друзские ополченцы обвинили друг друга в совершении военных преступлений, в том числе массовых массовых убийствах.

Международное сообщество быстро осудило насилие, а ЕС заявил, что он «потрясен», не возложив вину ни на одну, ни на другую сторону.

Тем не менее, новообретенные и осторожные западные сторонники Сирии «приветствовали» прекращение огня, объявленное аль-Шараа в прошлый четверг, в котором сирийский лидер заявил, что его «приоритетом» является защита друзов.

Druze militia members stand guard at a checkpoint a day after clashes between members of the minority Druze sect and pro-government fighters in Suwayda, 29 April 2025
Друзские ополченцы стоят на страже на контрольно-пропускном пункте на следующий день после столкновений между членами секты друзов и проправительственными боевиками в Сувейде, 29 апреля 2025 г. AP Photo

Для Тамары Абу Алвана его слова звучат пустым звуком. "Он потерял уважение к сирийскому народу", - сказала она Euronews.

«Я потерял близких и друзей ни за что, ради тех преступников, которые захватили режим, которого они не заслуживают. Так что я действительно не думаю, что Ахмед аль-Шараа продержится слишком долго».

В своем обращении к нации аль-Шараа также осудил соседей Сирии в Израиле за нанесение авиаударов и попытку «втянуть наш народ в войну, которая служит только для того, чтобы раздробить нашу родину и сеять разрушения».

Последние атаки Израиля в центре Дамаска не получили значительной международной поддержки. Тем не менее, заявив, что «99%» друзского населения поддерживают его, аль-Хиджри встал на защиту Израиля.

«Израиль пытался наладить отношения с дамасским режимом и был одной из стран, которые дали ему шанс. Но когда режим напал на друзов и проигнорировал многочисленные предупреждения, они нанесли удар по Дамаску», — сказал аль-Хиджри.

«Мы приветствуем эти действия, которые могут помочь остановить варварские и варварские кампании против нас».

В частном порядке некоторые друзы, с которыми пообщался Euronews, были более сдержанны в отношении действий Израиля.

«Я слышал об этих нападениях в районе Дамаска», — сказал один из них. «В то же время мы просто пытались сбежать от массовых убийств. Мы пытались выбраться из этой страны».

Логотип Euronews

0 комментариев
Архив