Испытывающие нехватку средств талибы надеются на воздушное пространство в поисках неожиданной прибыли
Испытывающие нехватку средств талибы надеются на воздушное пространство в поисках неожиданной прибыли
3 месяца назад 1056 Вид изнутри коммерческого самолета, пролетающего над Кабулом в ноябре 2021 года, после захвата власти талибами в августе того же года. Фото: Гектор РЕТАМАЛ / AFP/Источник: AFP

Далеко над Кабулом испытывающее нехватку денег правительство талибов нашло потенциально прибыльный источник доходов: воздушное пространство Афганистана.

В то время как обмен ракетами между Израилем и Ираном в этом году нарушил маршруты полетов, небо над Афганистаном предложило авианосцам менее турбулентный и более быстрый маршрут для полетов - за фиксированную плату в размере 700 долларов, по словам инсайдеров отрасли.

Авиационные власти США ослабили ограничения на воздушное пространство страны и проложили путь для коммерческих полетов в 2023 году, через два года после захвата власти талибами.

Воздушное пространство, которого долгое время избегали, поскольку страна пережила четыре десятилетия войны и смены влиятельных лиц, внезапно стало жизнеспособным вариантом, позволяющим перевозчикам сокращать маршруты и экономить на расходах на топливо.

Но только после 12-дневной войны между Ираном и Израилем в июне этот маршрут действительно набрал обороты, позволив правительству талибов потенциально загребать миллионы.

 
Люди стоят на взлетной полосе рядом с самолетом flydubai после того, как он приземлился в аэропорту Кабула в ноябре 2023 года. Фото: - /AFP/Источник файла: AFP

Столкнувшись с закрытым воздушным пространством над Ираном и Ираком, а также с непредсказуемыми открытиями и закрытиями по всему Ближнему Востоку, авиакомпании увидели причину изменить курс и нашли убежище над Афганистаном.

В то время как ракеты засоряют соседнее воздушное пространство, «риск полета над Афганистаном практически равен нулю», сказал французский консультант по аэрокосмической и оборонной промышленности Ксавье Тительман.

«Это все равно, что лететь над морем».

В мае в среднем 50 самолетов, пролетающих через Афганистан каждый день, взлетели до примерно 280 после 13 июня, когда разразилась ирано-израильская война, показали данные сайта отслеживания Flightradar24.

С тех пор в любой день более 200 самолетов часто пересекают Афганистан, что эквивалентно примерно 4,2 миллионам долларов в месяц, хотя эту цифру трудно проверить, поскольку власти не публикуют бюджеты и отказываются от комментариев.

Непрозрачные транзакции

Несмотря на то, что сборы за пролет не являются внушительной суммой с точки зрения государственных доходов, они обеспечивают столь необходимый подъем в казну Афганистана, который борется с масштабным гуманитарным кризисом и разрушенной войной экономикой.

Around 85 percent of Afghanistan's population live on less than one dollar a day, according to the UN, and nearly one in four Afghans aged 15 to 29 are unemployed.

The World Bank says overflight fees contributed to modest growth in Afghanistan's economy in 2024, before the route began attracting carriers needing to bypass Iran.

International airlines returned to Afghanistan starting in 2023, with Turkish Airlines, flydubai and Air Arabia making almost daily flights from Afghan airports.

Others, such as Singapore Airlines, Air France, Aeroflot, Air Canada and Swiss Air, fly over Kabul, Mazar-i-Sharif or Kandahar -- as practicality outweighs the risks, which remain.

Consultant Tytelman warned that Afghanistan is still a less than ideal place to land in case of technical or medical emergencies, with potential complications due to a lack of spare parts and dilapidated health care services.

Yet he noted, "planes are landing in Kabul every day".

Airlines were loath to discuss the mechanics of paying the Taliban government, which remains isolated by many countries in part over its restrictions on women. 

Multiple companies contacted by AFP said they do not provide overflight payment information.

Afghanistan's aviation officials did not respond to multiple requests for comment, and would not confirm the overflight fees or the process by which they are paid.

"Companies are not formally prohibited from trading with Afghanistan, as US sanctions target only certain Taliban officials," a World Bank expert told AFP, speaking on condition of anonymity.

However, "some abstain out of fear of being associated with the ruling power", he added.

Industry insiders speaking on condition of anonymity said the $700 overflight fees are paid to third-party intermediaries, such as the United Arab Emirates-based GAAC Holding, which manages airports in Afghanistan, or overflight brokers.

Some airlines may now even pay directly, as more countries develop diplomatic ties with the Taliban government. 

Усиление полномочий

Only Russia has officially recognised the Taliban authorities, who are hamstrung by frozen assets, sanctions on individuals and a lack of trust in the banking sector.

Against such economic headwinds, the airspace revenue stream "is helpful for the cash-strapped current administration", said Sulaiman Bin Shah, former deputy minister of industry and commerce in the ousted government and founder of the Catalysts Afghanistan consultancy.

But Bin Shah emphasised the overflight traffic offers more than just financial benefits, as it increases normalisation of the Taliban authorities.

"It reinforces their grip on state functions and supports the image of a functioning government, even without formal international recognition," he said.

"So while the income itself is not transformative, it plays a meaningful role in the administration's economic narrative and political positioning."

Tuko

0 комментариев
Архив