Как коронавирус становится поводом для стигматизации? Из-за COVID-19 человечеству придется сменить стратегию выживания
Как коронавирус становится поводом для стигматизации? Из-за COVID-19 человечеству придется сменить стратегию выживания
6 лет назад 1814 yandex.ru Даша Новичкова

Ещё в самом начале эпидемии Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала доклад, в котором рассказала о дополнительной опасности COVID-19, а именно - стигматизации заражённых. В документе говорится, что стигма возникает, когда люди негативно ассоциируют инфекционное заболевание с конкретным сообществом. В случае с новым вирусом речь идет о стигматизации людей из районов, которые пострадали от эпидемии сильнее всего, либо же людей с азиатской внешностью.

Доктор философских наук и кандидат медицинских наук Александр Иванюшкин говорит, что само слово “стигма” обозначает “пятно позора”, и в древности было клеймом на теле раба или преступника. Со временем это понятие стало применяться к совершенно разным категориям людей, в том числе на фоне массовых заболеваний.

В XX веке человечество столкнулось с эпидемией СПИДа. К тому моменту, говорит Иванюшкин, история современной научной медицины уже насчитывала около 200 лет, а за какие-то 4-5 лет после обнаружения в США первого носителя ВИЧ ученые объяснили вирусную природу новой инфекции, но это мало помогло, а стереотипы оказались сильнее науки: человечество столкнулось с чудовищными явлениями стигматизации ВИЧ-пациентов.

Нечто похожее может грозить человечеству и на фоне COVID-19. Например, в феврале 2020 года эвакуированные из китайского города Ухань украинцы вернулись домой, а их встретили градом камней. Этот взрыв ксенофобии, иррационального страха как будто “под копирку” повторил историю с рейсовым автобусом “Элиста – Волгоград” в конце 80-х годов. “Тогда в СССР в городе Элиста произошла вспышка внутрибольничного заражения ВИЧ‑инфекцией десятков пациентов-детей. Когда рейсовый междугородный автобус «Элиста – Волгоград» проезжал через населенные пункты, их жители забрасывали автобус камнями”, – рассказывает он.

“Справка” изучила разные случаи стигматизации на фоне эпидемии коронавируса, опросила тех, кто испытал её на себе, и разделила на основные группы риска.

Люди с азиатской внешностью

Лояльный президенту США Дональду Трампу телеканал Fox News на днях выпустил сюжет, в котором прямо говорилось о том, что COVID-19, источником которого считается китайский город Ухань, возник не просто так, а стал причиной экспериментов в одной из научных лабораторий (подробнее почитать об этом можно здесь). Доктор Иванюшкин считает, что «китайский след» COVID - 19, насколько можно судить по открытым источникам информации, очередная «большая ложь» американской внешней и внутренней политики». Однако и до этого в массовом сознании поселилась прочная связь между людьми с азиатской внешностью и коронваирусом.

Еще в феврале в Москве Роспотребнадзор начал проверять на коронавирус людей с азиатской внешностью, а Lenta.ru в марте взяла интервью у людей, которые подверглись стигматизации в связи с новым вирусом.

«Справке» удалось выяснить, что еще раньше, в январе, в одном из студенческих московских общежитий НИУ ВШЭ студенты из Китая жаловались на то, что они подвергаются стигматизации из-за коронавируса. Например, одна из учащихся рассказала, как около лифта студент поинтересовался, откуда она, а затем пошел наверх пешком, когда услышал, что она из Китая. Другая студентка также отметила, что в последнее время чувствовала себя неуютно, потому что многие люди смотрят на нее недружелюбно. Еще один студент из Китая, обеспокоенный возникшей ситуацией, посоветовал в общей беседе общежития не верить «некоторым плохим СМИ» и «нести ответственность за свою дезинформацию».

«Большинство китайских студентов, которые в настоящее время находятся в общежитии, не вернулись в Китай, а школьница, вернувшаяся из Китая, поступила в инфекционную больницу для обследования, ее болезнь – это только бронхит, прекратите распространение слухов!» – написал он.

Студент из Монголии, который учится в одном из московских вузов, пожелал остаться анонимным, но рассказал «Справке», что когда эпидемия в России только-только начиналась, многие люди отсаживались от него в метро. По его мнению, трудно судить, что произошло бы дальше, потому что в скором времени он уехал из России к себе на родину и продолжил дистанционное обучение там.

Руководитель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина сообщила, что в самом начале ситуация действительно была не самой уютной для мигрантов с азиатской внешностью:

«Я сама видела, как отсели [в общественном транспорте] от женщины восточного типа. Человек, который сидел рядом, попросил пройти и ушел в другое место в автобусе. У нее же у единственной проверили документы, помимо билета. Она оказалась гражданкой РФ, я потом с ней села рядом, мы поговорили. В начале от китайцев шарахались, это правда. Однако я бы не назвала это ксенофобией. Это страх. Не страх чужого, а страх заразиться».

В то же время, говорит Ганнушкина, сейчас происходит смягчение общей ксенофобии в целом, которая до ситуации с коронавирусом присутствовала в России:

«Я сужу это по тому, сколько людей хочет нам сейчас помочь передержать беженцев. Если многие организации говорят, что у них упали платежи на поддержку их категории, то у нас это не так. Я думаю, что тут произошел эффект, когда вместо того, чтобы враждовать с друг другом, мы поняли, что есть некоторая другая сила, которая гораздо более опасная для нас для всех. Это нас даже объединило не только с представителями нашего общества, но и с представителями власти».

Выходцы из крупных городов

Студентка юридического факультета РГУ имени Косыгина Маргарита Белогубова рассказала «Справке», что она уехала из Москвы в свой родной Сыктывкар еще в самом начале эпидемии.

«Со мной в вагоне ехала пожилая женщина, которая постоянно кашляла. По приезде я рассказала это родителям и вроде как забылось, но ровно через две недели я заболела ангиной, но диагноз я узнала только через неделю. Все это время до выяснения истинного диагноза мама и все родственники думали, что я больна короной, накручивали себе, сколько я могла заразить людей в городе», -- рассказывает она.

Также она отметила, что какое-то время слышала шутки из разряда «из Москвы привезла», «что приехала вообще со своей заразой», но это, по ее мнению, было только в форме шуток, хотя всеобщая паника присутствовала, так как тогда в столице было уже достаточно много зараженных.

Студентка МГУ Габриель Прибылова рассказала «Справке», что шутки по поводу коронавируса в ее родном Калининграде тоже были. В основном они исходили от ее знакомых, с которыми она встречалась, но это были просто подколы а-ля «ой все, приехала из Москвы, у вас там уже есть заболевшие, значит, все, привезла нам, спасибо».

Преподаватель НИУ ВШЭ и научный сотрудник международной лаборатории исследований социальной интеграции Ольга Вербилович отмечает, что все описанные случаи дискриминации с китайцами и студентами можно объяснить известным в социальной психологии принципом противостояния “in-group’’ и “out” групп а динамике отношений между группами “мы” - “они” построены многие процессы стигматизации. Ассоциируя себя с некоторой группой, в данном случае, на примере жителей маленького города, люди получают основание сплотиться вокруг идеи безопасности и «атаковать» человека или феномен, который несет потенциальную угрозу этой безопасности, в данном случае здоровью.

«Мы видим, что человек является потенциально опасным, мы его исключаем из своей группы, и поэтому происходит бытовая стигматизация, даже если ты, например, приехал в свой маленький город, в котором родился и вырос, но сейчас являешься носителем потенциальной опасности, в твой адрес слышны вот такие вот реплики», – продолжает она.

Религиозные группы

Одним из самых экзотичных случаев пока является дискриминация религиозных групп. Самым известной и заметной стала история с церковью христиан евангельской веры «Пробуждение» в Брянске. В этой общине было выявлено больше половины заразившихся в городе. После публикаций в СМИ последователям церкви начали поступать угрозы.

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский также рассказал «Справке», что недавно центр зафиксировал два синхронных поджога баптистских церквей и отметил, что это совершенно не типично применительно к баптистам.

«Сами они это связывают с каким-то сюжетом в СМИ, который увязывал баптистов и эпидемию. И мне это кажется самым правдоподобным объяснением», – отметил он.

Пожилые люди

В Москве за несколько недель карантина уже не раз встречались случаи жалоб на пожилых людей, которые находятся в группе риска, из-за того, что они нарушили карантин. Например, жительница Москвы сообщила в полицию о своей 66-летней матери, которая отправилась сделать укладку. До этого еще одна жительница столицы пожаловалась на пенсионера, который по ее словам, нарушил режим самоизоляции, и вышел во двор покормить птиц.

Пенсионерка Марина Рылькова из Сергиева Посада рассказала «Справке», что в конце марта она ехала на автобусе по делам, а кондуктор сделала ей и ее подруге замечание, пригрозив пожаловаться в полицию.

Однако психолог и волонтер проекта KOVIDарность Дина Турбовская считает, что такие меры – смесь отчаянной попытки заботы и тревожности:

«Все понимают, что на месте этой бабушки в другом районе может быть чья-то мама или бабушка. И мы были бы сами благодарны, если бы кто-то нашим родителям посоветовал идти домой, потому что им никогда не сидится на месте. Они ведь никогда нас не слушаются, ссылаются на то, что и не такое пережили. Поэтому мне кажется, что тут стоит не вопрос стигматизации, а скорее заботы. Я так это вижу»

Однако, преподаватель НИУ ВШЭ Ольга Вербилович считает, что дело обстоит несколько иначе. С одной стороны, пожилые люди и без того максимально уязвимы и являются носителями стигмы в постсоветском обществе: по мнению общества, они уже не могут трудиться, принимать серьёзные решения и в целом не очень уважаемы. Однако в период эпидемии возникает парадокс, говорит Вербилович:

«Все начинают заботиться о пожилых людях, хотя до эпидемии не было такой публичной защиты и повышенного внимания. В культуре существуют определенные нормы, что нужно помочь перейти бабушке дорогу, уступить пожилому человеку место в общественном транспорте, но по факту на бытовом уровне это не всегда происходит. Старение уходит на периферию общественного внимания, и пожилые люди часто находятся в дефиците общения и досуга. Коронавирус будто бы возвращает это внимание, но в то же время встает вопрос и о корректности заботы. То, как, например, полицейские в Москве ходят по дворам и начинают выписывать протоколы бабушкам, которые зачастую и вне условий пандемии находятся в социальной изоляции и нуждаются в улучшении качества жизни и досуга».

По её мнению, весь диалог, который государство ведёт с пожилыми людьми, сейчас заключается либо в нравоучениях, либо в административных наказаниях.

Она добавляет, что стигматизация в таком случае работает в более жестком режиме: «Сейчас есть выплаты пожилым людям в размере 2-3 тысяч, чтобы они не выходили, а могли заказать себе продукты на дом, но мы понимаем, что эта сумма абсолютно недостаточная для обеспечения качества жизни. Денежные выплаты и административные наказания не решают снежный ком проблем, с которыми живут пожилые люди, особенно в больших городах».

Всё вышеописанное, как говорится в докладе ВОЗ, может в скором времени породить новую проблему в борьбе с пандемией. Стигматизация не только вызывает тревогу и страх среди общественности, но и порождает вредные стереотипы. Опасаясь их, люди могут начать скрывать болезнь, чтобы избегать дискриминации. Более того, многие из них могут откладывать на потом обращение за медицинской помощью, что повлечёт за собой новые смерти или случаи заражения.

Из-за COVID-19 человечеству придется сменить стратегию выживания 

Специалисты по охране окружающей среды и вирусологи считают, что если люди, как вид, не изменят свою стратегию выживания, последующие пандемии, аналогичные происходящей сейчас, неизбежны.

Таким мнением с изданием РИА «Новости» поделилась Мария Воронцова, российский биолог, участник конференций ООН в области охраны животных и биоразнообразия:

<…> если человечество справится с COVID-19, но не изменит своей стратегии вида, то через два года будет еще какая-то пандемия. Вирусов великое множество, и они новые для человека, а когда вирус или паразит новый, то он, как правило, очень опасен, убийственен для организма. Если мы не пересмотрим свои стратегии как вида, то пандемии будут продолжаться. После этой пандемии мы должны понять, как мы будем сохранять свою среду обитания.

По ее словам, на текущем этапе развития человечества, мы играем роль паразитов для экосистем. Тесное и разрушительное взаимодействие со средой обитания будет и в будущем приносить людям множество новых угроз: вирусных, грибковых или бактериальных — не важно. Защита природы и бережное к ней отношение поможет нам избежать подобного исхода и таким образом сохранить не только природу, но и экономику и даже само существование вида homo sapiens.

Ранее уже отмечалось, что проживание в регионах с высокой степенью загрязнения воздуха является фактором риска с точки зрения тяжести протекания коронавирусной инфекции. Также, обилие скрытых и явных хронических заболеваний, обусловленных плохой экологической обстановкой, существенно усугубляет течение COVID-19. Из этого можно сделать вывод, что даже если нарушения в экосистеме и не стали причиной возникновения вируса, то уж точно усугубили течение вызванной им болезни и упростили процесс заражения.

0 комментариев
Архив