Как в Иране спасают озеро Урмия. Изменения климата могут сделать Иран непригодным для жизни — The Washington Post
Как в Иране спасают озеро Урмия. Изменения климата могут сделать Иран непригодным для жизни — The Washington Post
2 года назад 1039 islamosfera.ru

Урмия когда-то была самым большим озером на Ближнем Востоке и шестым по величине соленым озером планеты. Почти шесть миллионов человек, живущих в бассейне Урмии, имеют глубокие социальные и экономические связи с ней. Высыхание озера стало одной из самых серьезных экологических катастроф на Ближнем Востоке.

Урмия была процветающим туристическим направлением, и давала средства к существованию бесчисленному количеству людей. Занимая когда-то площадь, превышающую площадь Мертвого моря и Большого Соленого озера вместе взятых, озеро находится в горном массиве Загрос на северо-западе Ирана недалеко от турецкой границы. Оно и сейчас остается биосферным заповедником ЮНЕСКО. Однако из-за повышения температуры, строительства плотин, неправильного управления водными ресурсами, роста населения и расширения сельскохозяйственного сектора для обеспечения национальной продовольственной безопасности после восьми лет ирано-иракской войны водоем потерял 88% своей площади и 80% объема по сравнению с 1972 годом.

Из-за высыхания озера пострадал местный туризм и сельское хозяйство. Из него исчезла рыба. Ветры разносят соленую пыль с обнажившегося дна на окрестные поля, делая почву бесплодной. Оживленный порт Шарафхане превратился в малонаселенную деревню, из которой молодежь бежит в близлежащие города. Большинство оставшихся жителей – пожилые люди.

Источник: Солмаз Дарьяни

Ужасающие последствия экологической катастрофы привели к координации усилий по спасению озера. Наряду с правительством Ирана, в этом приняли участие международные организации и Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). В июле 2014 года президент Ирана Хасан Рухани утвердил планы программы на сумму 14 триллионов риалов (более 500 миллионов долларов) в первый год реализации плана восстановления. По сообщениям местной прессы, в общей сложности на проект было потрачено более 1 миллиарда долларов. Международные санкции усложнили ситуацию. «Санкции является серьезной проблемой для наших проектов, особенно международных, поскольку это затрудняет мобилизацию международных ресурсов и даже содействие международному обмену опытом и знаниями», – говорит Клаудио Провидас, постоянный представитель в Иране ПРООН.

В 2013 году, когда стартовала программа по спасению озера, его поверхность занимала всего 500 квадратных километров, тогда как в прошлом она составляла 5000. К 2017 году озеро расширилось до 2300 квадратных километров. В 2021 году сообщалось, что его площадь достигла 2917 квадратных километров. Переломить ситуацию помогли и обильные осадки 2018-2019 годов, однако озеру еще предстоит длительное возрождение.

Источник: Солмаз Дарьяни

Но, по крайней мере, все движется в правильном направлении. Сейчас наблюдается увеличение  биоразнообразия озера. Креветки, которые исчезли из экосистемы озера из-за высокой солености, возвращаются. Численность водоплавающих птиц, таких как фламинго, также увеличилась с 4000 до 60 000 в 2019 году.

Иранская фотохудожница Солмаз Дарьяни, выросшая на берегу Урмии и освещавшая экологические и гуманитарные последствия его высыхания, пишет: «Исчезновение озера – это нечто гораздо большее, чем экологическая катастрофа. Это эмоциональная рана в памяти людей. Для тех, кто помнит, каким когда-то было это место, озеро – не просто уменьшающееся голубое пятно на карте мира. Это часть нашей идентичности, и мы можем только надеяться, что оно не исчезнет навсегда».

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Источник: Солмаз Дарьяни

Изменения климата могут сделать Иран непригодным для жизни — The Washington Post

При сохранении текущего климатического положения регион Персидского залива — в частности, Иран, рискует оказаться непригодным для жизни уже в ближайшем будущем.

Об этом говорится в материале The Washington Post. 

Так, температура воды в Персидском заливе на этой неделе достигла 20-летнего максимума — 36,4С, из-за чего регион переживает период аномальной жары и влажности. Сочетание обоих факторов сделало проживание в Иране невыносимым. Тепловой индекс воздуха в стране достиг рекордной отметки, при которой люди могут прожить на открытом воздухе всего несколько часов.

На побережье Ирана во вторник тепловой индекс достиг рекордных 80С, переходя за пределы способности человеческого тела адаптироваться к температуре окружающей среды. В последние недели в этом регионе индексы тепла регулярно превышают 60 градусов, а ночи не приносят ожидаемого облегчения.

Добавим, что тепловой индекс – это  индекс температуры и влажности, используемый канадскими метеорологами, позволяющий оценить субъективное ощущение человека в жаркую погоду.

0 комментариев
Архив