|
Китай — новая научная сила: как Европа отреагирует?
|
Китай лидирует в международной науке: новое исследование показывает, как Китай обгоняет США в ключевых областях исследований и всё больше доминирует в повестке дня. Что это значит для Европы?
«Scientia potestas est — Знание есть сила!» Эта фраза была введена английским философом сэром Фрэнсисом Бэконом в конце XVI века, когда Англия была одной из ведущих империй мира как в науке, так и в политике власти. Целью Бэкона было указать своим современникам, что знание имеет стратегическую пользу — девиз, который актуальен и сегодня.
Глобальный исследовательский ландшафт сейчас переживает переломный момент: согласно новому опросу, опубликованному в журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» (PNAS), китайские учёные уже взяли на себя ведущую роль почти в половине всех сотрудничеств с американскими коллегами в 2023 году. Это историческая фигура, подчеркивающая стремительный рост влияния Пекина. Китай теперь определяет исследовательскую повестку по ключевым международным вопросам.
Ведущая роль Китая: смена власти на вершине по новым критериям
Это не только традиционные показатели, такие как престиж, но и устаревшие Нобелевские премии или простые числа публикаций, отражающие реальную научную мощь. Сейчас рост Китая измеряется и другими критериями. Анализ примерно шести миллионов научных работ показывает, что 45% руководящих позиций в совместных американско-китайских исследованиях в 2023 году находились в руках китайцев, по сравнению с 30% в 2010 году. Если эта тенденция сохранится, Китай достигнет паритета с США в ведущих ролях в стратегических областях, таких как искусственный интеллект, исследования полупроводников и материаловедение к 2027-2028 годам.
Китай также лидирует по числу научных публикаций. Согласно последнему докладу G20 по исследованиям и инновациям, почти 900 000 научных публикаций выходят из Китая, что составляет тройное увеличение по сравнению с 2015 годом. В Nature Index, который оценивает 150 самых важных медицинских и естественнонаучных периодических изданий, Китай давно обогнал США. Из десяти ведущих учреждений, публикации которых в периодических изданиях оцениваются по Nature Index, семь — китайские учреждения.
Ситуация выглядит менее лестной для Запада с его примерно 20 000 научных учреждений: Гарвардский университет в США по-прежнему лидирует в рейтинге Nature, а позиции с 2 по 9 заняты исключительно китайскими университетами. Массачусетский технологический институт (MIT) в США занимает 10-е место.
Стратегия, инвестиции, нетворкинг: почему Китай набирает обороты в исследованиях
Китай вложил огромные средства в науку и превратил её в центральный элемент своей стратегии развития. Страна всё больше расширяет свои исследования для международного сотрудничества и активно организует это сотрудничество. Китайские студенты и учёные поощряются работать по всему миру. Так развилась сеть для расширения международного сотрудничества.
В технологических отраслях, в частности, а также через экспорт образования через инициативу «Пояс и путь» (BRI), инфраструктуру и проект развития — миллиарды долларов инвестиций идут на привлечение талантов в Китай и установление глобальных связей. Согласно исследованию PNAS, научная дипломатия намеренно используется как инструмент.
Центральное управление против креативности: сильные и слабые стороны китайской системы
Скорость, стратегические инвестиции и централизованно управляемые сети — сильные стороны Китая. Инженерия, электроника, материаловедение, физика и химия обеспечивают выдающиеся результаты и высокий уровень цитирования.
Однако строгий центральный контроль со стороны институтов имеет не только преимущества. В различных областях исследований Китай не обладает передовыми инновациями и необходимой независимостью в науке. Успех можно управлять контролируемым способом, но креативность — нет. В этом отношении США с их децентрализованной, корпоративно ориентированной культурой инноваций по-прежнему имеют значительное преимущество перед Китаем и Европой.
Кроме того, времена для международного исследовательского сотрудничества становятся всё сложнее. США и Европа рассматривают Китай как стратегического соперника, а недавние геополитические и экономические потрясения оказались взаимовыгодными.
Гонка между Китаем и США за превосходство в области ИИ
США по-прежнему лидируют в области искусственного интеллекта (ИИ), но Китай быстро догоняет. Языковая модель Deepseek показывает, как быстро и дешево китайские технологии могут выйти на рынок. Гарвард остаётся носителем инноваций и в этой области, но китайские академии быстро догоняют.
Сегодня ключевую роль в заявках на патенты на ИИ играет преимущественно Китай. США по-прежнему хорошо идут в ногу, но даже лучшие европейские институты часто сильно отстают в глобальных сравнениях.
Кризис западных систем: почему США и ЕС отстают?
Подъём Китая совпал с периодом слабости в США и Европе. Американо-американский исследовательский ландшафт страдает от политических потрясений, сокращений бюджета и оттока лучших специалистов. Меры жесткой экономии президента США Дональда Трампа и открытый разногласия между двумя сверхдержавами приводят к заметному сокращению совместных проектов и смещению талантов в сторону Китая.
Европа может воспользоваться лучшими талантами из США и других частей мира, которые больше не являются желанными гостями в США. Однако отставание в Европе во многих областях науки огромно, и значимый переворот часто теряется из-за национальных особенностей или ограничений — как внутри Европейского союза, так и в остальных частях Европы.
Глобальные последствия: рост Китая меняет баланс сил
Казалось бы, неудержимый рост Китая меняет мировой экономический и геополитический порядок: Китай организует части международной исследовательской повестки, в то время как Европа всё больше отстаёт в гонке за будущими технологиями.
Один из вариантов — осознанное сотрудничество с китайскими командами, чтобы хотя бы не отставать. Остаётся открытым вопросом, как китайская система отреагирует на растущую фрагментацию научного ландшафта и геополитическую напряжённость.
Возможности Европы в исследованиях: разнообразие — не слабость
Реальной альтернативой прогрессирующей фрагментации было бы целенаправленное создание европейских сил вне национальных интересов. Разнообразие языков, культур и традиций Европы не является недостатком. Разнообразие может порождать инновации, которых не предлагают монолитные страны.
«Знание — это сила» — теперь важно использовать разнообразие Европы как движущую силу для инноваций. Аналогично, в отчете мониторинга Европейской исследовательской зоны (ERA) отмечается, что если Европа будет целенаправленно сотрудничать и объединять ресурсы, она может превратиться в научную силу, способную конкурировать с Китаем и США на одном уровне.
Эта статья изначально была опубликована на немецком языке.
Автор: Александр Фройнд