Названо количество пенсионеров в России
Названо количество пенсионеров в России
25 дней назад 212 Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

В России количество пенсионеров по информации на 1 октября 2025 года составило более 40,6 миллиона человек. Об этом следует из данных Социального фонда, с которыми ознакомилось РИА Новости.

Согласно приведенным данным, численность пенсионеров на учете составила 40,662 миллиона по состоянию на 1 октября.

При этом из них число работающих пенсионеров составило 7,354 миллиона. В свою очередь, неработающих — 33,308 миллиона.

Топ-5 стран с самым высоким пенсионным возрастом

В первый день лета (1 июня 2025 года) Дания увеличила возраст выхода на пенсию для своих граждан до 70 лет. Это самый высокий уровень в мире. Финансы Mail решили выяснить, в каких еще странах уровень выхода на пенсию выше остальных.

О том, что Дания увеличила пенсионный возраст, первым в России написало РИА Новости: агентство изучило особенности национального законодательства «Большой двадцатки» и стран Евросоюза.

«Помимо Копенгагена, еще 14 государств сейчас повышают срок для выхода на заслуженный отдых, причем треть из них — только для женщин», — писало агентство.

Дания 

Парламент Дании в середине мая одобрил законопроект, предусматривающий поэтапное повышение пенсионного возраста до 70 лет. «За» законопроект проголосовал 81 депутат, «против» — 21.

Согласно плану, возраст выхода на пенсию будет подниматься постепенно: к 2030 году он будет составлять 68 лет, к 2035 — 69 лет, к 2040 — 70 лет.

В настоящее время в Дании пенсионерами становятся в 67 лет как женщины, так и мужчины.

Сторонники этой идеи связывают необходимость повышения возраста выхода на пенсию с увеличением продолжительности жизни в стране. 

Греция 

В Греции возраст выхода на пенсию составляет 67 лет как для мужчин, так и для женщин. Однако он может быть снижен до 62 лет при наличии стажа 40 лет (12 000 рабочих дней).

Минимальная пенсия в Греции составляет 300−350 евро, это размер прожиточного минимума в стране.

Средняя пенсия в Греции ниже среднего уровня стран ЕС. 

Нидерланды 

В Нидерландах также недавно была проведена пенсионная реформа. Пенсионный возраст устанавливается и корректируется государством и зависит от общей продолжительности жизни в стране. В 2023 году показатель повысили до 66 лет и 10 месяцев, а до конца 2025 года он достигнет 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

На пенсию имеет право любой, кто легально живет и работает в Нидерландах, вне зависимости от того, родился он в стране или нет: каждый год жизни в стране засчитывается автоматически.

Пенсия в Нидерландах формируется из обязательных страховых взносов: каждый гражданин, который платит налог с доходов и не достиг пенсионного возраста, платит отчисления в фонд. Чем выше заработок, тем больше страховых взносов уплачивает сотрудник. В 2025 году он составляет 17.9% — минимум 536 евро и максимум — 5.364 евро.

Минимальная пенсия для одиноких пенсионеров в стране — 1085 евро, для супругов — 1480 евро. При этом одинокий пенсионер может рассчитывать на доплату в 710 евро, а пожилая пара — на 1014 евро. 

Италия 

В 2025 году в Италии на пенсию выходят в 67 лет. Правда, выйти на заслуженный отдых можно и раньше. Но только тем, кто заслужил: если трудовой стаж составляет не менее 38 лет, то выйти на пенсию в Италии можно в 62 года.

Средняя пенсия, выплачиваемая в Итальянской Республике, составляет около 1.150 евро. Максимальный размер пособия назначается тем пенсионерам, стаж которых превысил 38 лет. На величину выплат влияет также годовой размер заработной платы. 

Исландия 

В Исландии пенсионный возраст составляет 67 лет для мужчин и женщин.

В Исландии нет обязательных пенсионных взносов, и работодатели самостоятельно договариваются с пенсионными фондами о выплатах сотрудникам.

Была ли немецкая пенсионная система обречена на крах?

Германия стареет, и давление на немецкую пенсионную систему возрастает. Молодое поколение не сможет компенсировать разницу, и экономисты считают, что пожилые люди должны платить по счетам.

«У людей всегда будут дети». Предположительно, так сказал канцлер Конрад Аденауэр, который сам является отцом семерых детей, в 1955 году, когда встал вопрос о том, какую пенсионную систему должна принять еще молодая Федеративная Республика.

Под руководством Аденауэра было решено, что Германия примет контракт поколений: работающее население будет финансировать пенсионеров, выплачивая процент от их зарплаты. Но система могла работать только в том случае, если рождаемость оставалась высокой, а продолжительность жизни низкой.

В 1955 году, по статистике, каждая женщина родила 2,3 ребенка, и эта тенденция росла. В 1964 году в Германии, которая тогда еще была разделенной, родилось в общей сложности 1,35 миллиона детей. Не зря поколение, родившееся между 1950 и 1964 годами, называют поколением бэби-бумеров.

Германия стремительно стареет

Но затем наступили 1970-е годы, когда широкая доступность эффективной контрацепции привела к падению рождаемости. В 1975 году в Германии родилось всего около 785 000 детей, и с тех пор ежегодное число новорожденных существенно не увеличивалось.

Это означает, что население Германии стареет, что имеет серьезные последствия для пенсионной системы. По оценкам Федерального статистического управления, к 2039 году треть всех занятых в настоящее время людей выйдут на пенсию. «Младшие возрастные группы не смогут заменить бэби-бумеров по численности», — подчеркнули статистики.

Это будет ощущаться в экономике по мере того, как количество квалифицированных работников будет сокращаться, а контракт между поколениями, заключенный Аденауэром для выплаты пенсий, столкнется с, казалось бы, непреодолимыми проблемами.

«В долгосрочной перспективе это окажет давление на систему социального обеспечения, потому что большему количеству людей придется поддерживать меньшее количество вкладчиков и налогоплательщиков», — сказал агентству Reuters Стефан Кутс из Кильского института мировой экономики (IfW). «В целом, это усугубит конфликты по поводу распределения».

Работники и компании, которые делают взносы в пенсионный фонд, столкнутся с повышением пенсионных взносов. И это, по мнению Кутса, также сделает Германию менее привлекательным местом для инвестиций и квалифицированных рабочих. Это может привести к нисходящей спирали роста налоговых ставок и оттоку квалифицированных работников, которые, как правило, также являются наиболее мобильными.

Не связывайтесь со (старыми) избирателями

The intergenerational contract established by Adenauer has been growing less functional for years. In 1962, six employees financed one pensioner. In 2020, the figure was 1.8 employees, and the trend is declining.

Although politicians have long recognized that the the current pension system has reached its limits, little has been done about it. On the one hand, this is because politicians do not want to upset older voters and impose cuts on them. On the other hand, Germany has had high levels of immigration over the past ten years, which has temporarily softened the effects of the demographic change.

Now the government wants to set up a pension commission to draw up proposals — but not until 2026. In the short term, measures are also to be put in place to secure pension levels for the coming years. There are already many ideas for this.

Researchers at the German Institute for Economic Research (DIW), for example, are proposing a new tax known as the "Boomer Soli." Modelled on the "Solidaritätszuschlag" (solidarity surcharge), or "Soli" for short, which was an additional fee on income tax introduced in the 1990s to help finance German reunification , this is a levy that pensioners would pay today. 

With this plan, wealthier pensioners and civil servants who are no longer working would have to pay a little extra into the system. Researchers calculate that a special levy of ten percent on all retirement income, including assets and company pensions, would only represent a moderate burden on the 20% of pensioner households with the highest incomes, or those with an allowance of around €1,000 ($1,164) per month.

"Baby boomers should take responsibility for their decisions," said DIW director Marcel Fratzscher, explaining the proposal in an interview with the Süddeutsche Zeitung newspaper. "They had fewer children, and their working hours hardly increased with their life expectancy. That's why they should contribute financially." Also, Fratzscher says that the costs of health care and elderly care have risen massively with the increase in life expectancy. This cannot be at the expense of younger people. 

In fact, working people are paying more and more into pension, health, and nursing care funds every year. For decades now, the state has had to pump increasing amounts of tax revenue into the pension fund every year in order to keep it afloat.

At around €100 billion per year, this is now one of the largest parts of the federal budget.

Критика со всех сторон

The DIW's proposals have been met with little enthusiasm, and not only among those who would have to foot the bill. Politicians from the governing Christian Democratic Union (CDU) have expressed opposition. "I can't just tell someone who is retiring and has calculated their portfolio that I'm going to take ten percent away from them overnight," Gitta Connemann, the government's commissioner for small and medium-sized businesses, told the RTL TV network.

Anja Piel, member of the executive board of the German Trade Union Confederation, was also critical of the proposals, saying that making up the shortfall in pensions by redistributing it among pensioners was not the answer. "A solidarity levy on pensions also leaves the highest incomes in the country untouched: Rental and lease income, corporate profits, and interest," said Piel.

The video could not be loaded, either because the server or network failed or because the format is not supported. 

Германия что-то делает не так?

Could Germany follow the example of its European neighbors? In the Netherlands and Austria, the pension systems are considered stable — and in fact, there are significant differences between them and the German system.

In Germany, only employees are required to pay part of their income into the pension fund. The rate is 18.6%, half of which is paid by employers. Civil servants, the self-employed, and some other professional groups are exempt from this obligation. As a result, only 79% of all employed people pay into the pension fund. In Germany, you are entitled to a pension after just five years of contributions.

In other countries, more money flows into the pension system. In Austria, there is a uniform mandatory system for almost everyone in employment, who pay 22% of their salary, significantly more than employees in Germany. Of this, employers pay 12% and employees 10%. The minimum insurance period to receive a pension is 15 years, and pensions are taxed.

In the Netherlands, every resident is entitled to a basic pension, depending on how long they have lived in the country. To qualify, workers must contribute 17.9% of their income to the pension fund. In addition to the basic pension, 90% of all employees finance a company pension together with their employers. An additional private pension provision is subsidized by the state, but is voluntary.

In Germany, only one in two employees has additional coverage in the form of a company pension. The federal government wants to change this. Tax incentives for company pensions are set to increase, and employees will have to opt out if they do not want part of their salary to be automatically allocated to a company pension.

Эта статья изначально была написана на немецком языке.

Пока вы здесь: Каждый вторник редакторы DW подводят итоги того, что происходит в немецкой политике и обществе. Вы можете подписаться здесь на еженедельную рассылку новостей по электронной почте Berlin Briefing.

Author: Sabine Kinkartz

 

0 комментариев
Архив