|
Россия готовится к большой войне, считают шведские аналитики
|
Россия стало гораздо активнее тренироваться начинать и вести полномасштабную войну. Об этом говорится исследовании Шведского института оборонных исследований (FOI).
Авторы исследования заявляют, что если раньше Россия уделяла больше внимания отработке навыков по урегулированию небольших локальных конфликтов, то сейчас регулярные стратегические военные учения российской армии становятся все более масштабными.
В частности, аналитики приводят в пример учения "Запад — 2017" в Западном военном округе, в которых приняли участие около 100 тысяч военных, а также "Восток — 2018", где были задействованы около 300 тысяч военных.
Выход США из ДРСМД сочли "подарком Путину"
Авторы утверждают, что российская армия заметно повысила боеготовность, и способна в короткие сроки переходить от мирного времени к выполнению задач во время войны. В стране раз в год проводятся масштабные учения в одном из четырех направлений по частям света, чтобы научить армию "вести войну на большей части континента".
"Россия готовится вести региональные и, вероятно, растянутые во времени войны против возможных противников размеров Китая или НАТО", — рассказал руководитель исследования Юхан Нурберг.
В своем исследовании аналитики также отмечают, что Россия систематически контролирует боеготовность своих сил, начиная с 2013 года, причем в этом процессе постоянно принимает непосредственное участие и президент России Владимир Путин на правах верховного главнокомандующего, по приказу которого и начинаются такие проверки.
"Важно тренировать военное мышление и нервную систему. Мускулы там есть. А мозг надо постоянно поддерживать в готовности", — добавляет Нурберг.
Основная фаза учений "Восток-2018" проходила с 11 по 17 сентября 2018 года. В них приняли участие около 300 тысяч военнослужащих Центрального и Восточного военных округов, Тихоокеанского и Северного флотов, а также все соединения и воинские части Воздушно-десантных войск (ВДВ), самолеты дальней и военно-транспортной авиации, а также военные Китая и Монголии.
К маневрам привлекались более тысячи самолетов, вертолетов и беспилотников, до 80 боевых кораблей и судов обеспечения и порядка 36 тысячи танков, бронетранспортеров и других боевых машин. Подобных масштабных учений не проводилось с 1981 года. Об этом сообщает Рамблер.
Америке стало сложно: Россия и Китай готовятся по-разному противостоять США на море
"На недавнем мероприятии Центра национальных интересов ведущие эксперты по военно-морским силам Китая и России предупредили, что началась новая эра глобальной военно-морской конкуренции великих держав, и что Вашингтону становится все труднее получать доступ к прибрежным районам Китая и России. Хотя Китай и Россия являются континентальными сухопутными державами, каждая из них занимается активным поиском новых способов противодействия морским угрозам со стороны США.
Тоши Йошихара, старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок (ЦСБА) и ведущий специалист по военно-морскому флоту Народно-освободительной армии Китая (НОАК), рассказал, как модернизация ВМС служит долгосрочным стратегическим целям Китая.
Военно-морская мощь является ключевой для достижения целей национального возрождения по ряду причин. Во-первых, это потенциально может помочь вытеснить Соединенные Штаты из Восточной Азии. Во-вторых, сильный флот необходим для национального воссоединения Китая и возвращения Тайваня под контроль Пекина. И наконец, в-третьих, военно-морская мощь помогает защищать торговые интересы Китая, включая морские транспортные маршруты и трансконтинентальные проекты развития инфраструктуры в рамках инициативы "Пояс и путь".
Военно-морская стратегия Китая в его прибрежных водах базируется на концепции “активной обороны". По словам Йошихары, “активная оборона - это использование наступательных операций и тактик для защиты стратегических оборонительных целей Китая” в случае, если сдерживание окажется неэффективным.

Для НОАК основной проблемой является наличие огневых средств дальнего радиуса действия, которые американские военные могут использовать для нападения на Китай. В результате, по словам Йошихары, целью активной обороны становится “защита на максимальном расстоянии от китайской земли... создание буферной зоны, отделяющей силы США от важнейших стратегических, политических и экономических центров Китая" вдоль его восточного побережья.
При планировании “активной обороны” Китай использует все элементы военно-морских сил, ключевым из которых является использование огневых средств и ракет дальнего радиуса действия. По словам Йошихары, это в некотором роде повторяет стратегию дальнего точного удара американских сил. Китайские стратеги предполагают, что будущие морские бои будут “чрезвычайно интенсивными, чрезвычайно смертоносными и очень быстрыми”. Каждая из сторон сможет запускать сотни ракет за десять минут, и эти ракеты будут способны уничтожить целый флот за полдня. Военно-морская мощь Китая за последние 10-15 лет претерпела серьезные трансформации, и теперь Китай имеет не только амбиции, но и средства для достижения этих амбиций, заключил Йошихара.

Дмитрий Горенбург, ведущий эксперт Центра военно-морского анализа ВМФ России, говорит, что военно-морской флот России представляет для США иную угрозу. Российский военно-морской флот использует стратегию, которая основывается на ядерном сдерживании с помощью подводных лодок, береговой обороне и ограничении доступа. Атомные подводные лодки были опорой ВМФ еще со времен Холодной войны, но недавно Россия стала работать над укреплением защиты своих берегов и территориальных вод, подчеркивая совместимость морских систем с наземными и воздушными силами и используя множество небольших, экономически эффективных кораблей для ограничения доступа. Как и у Китая, российские ракеты морского, воздушного и наземного базирования являются ключевым элементом оборонительной стратегии в море.
Горенбург отметил, что в дополнение к трем основным миссиям сдерживания, береговой обороне и ограничения доступа, второстепенные миссии ВМФ России включают в себя традиционные операции по проецированию силы и транслирование образа великой державы через проекцию статуса. Кроме того, Россия стремится уменьшить относительную нехватку средств борьбы с надводными кораблями с помощью крылатых ракет, которые “рассматриваются как факторы повышения боевой эффективности”, заявил Горенбург.
Зарождение военно-морской конкуренции великих держав поднимает важные вопросы для Соединенных Штатов. Насколько вероятно военно-морское партнерство между Китаем и Россией? Означает ли растущее сотрудничество между Москвой и Пекином, что ВМС США должны готовиться участвовать одновременно в двух конфликтах с Россией и Китаем?"