|
Стамбульский мэр против арабских инвестиций в проект Стамбульского канала
|
Представитель нового мэра Стамбула во вторник предупредил арабских инвесторов: если вы хотите инвестировать в амбициозный новый водный путь турецкого правительства, получивший название Стамбульский канал (Kanal Istanbul), муниципалитет не собирается вас поддерживать.
Мурат Онгюн, представитель мэра Стамбула Экрема Имамоглу, написал в твитте на арабском языке, что муниципалитет больше не участвует в проекте стоимостью 20 миллиардов долларов.
«К кому это может относиться: муниципалитет Стамбула вышел из проекта Стамбульского канала», - сказал он.
С прошлого месяца Имамоглу фактически возглавил общегородскую кампанию против строительства канала длиной 45 км и глубиной 25 метров, который будет проходить параллельно Босфору, заявляя, что такой проект приведет к экологической катастрофе, которая изменит качество воды в Черное море.
Он также заявил, что новый канал может уничтожить важнейшие водные ресурсы и массу зеленых насаждений, а также привести к закрытию основных автомагистралей на месяцы.
«После завершения строительства в Стамбул прибудут еще 1,2 миллиона человек, чтобы поселиться в новых жилых районах», - сказал он. «Только это увеличит трафик в городе на 10 процентов».
Сообщают, что в рамках «анти-канальной» кампании стамбульского муниципалитета миллионы людей, которые пользуются ежедневно стамбульском транспортом, видят ролики, предупреждающие об опасности канала.
Тысячи людей подали петиции против проекта после того, как Имамоглу призвал их сделать это.
Опрос, проведенный исследовательской компанией Optimar в прошлом месяце, показал, что только 38 процентов респондентов поддержали проект, а 27 процентов выступили против. Около 34 процентов сказали, что они не уверены.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган защитил проект, заявив, что он создаст новые рабочие места, а после завершения может внести дополнительные средства в казну правительства.
Однако решение пресс-секретаря Имамоглу опубликовать твит на арабском языке во вторник многие расценили как нападение на катарскую правящую семью.
Моза бинт Насер, мать эмира Тамима бин Хамада Аль Тани из Катара, приобрела большой кусок земли вокруг будущего канала в прошлом году.
По словам самого Онгюна, он отправил сообщение в ответ на рекламу на арабских телеканалах, в которой инвесторам прелагается покупать землю вокруг будущего канала.
Он настаивает на том, что его сообщение не имеет ничего общего с матерью катарского эмира.
«Есть сообщения о покупке. Я не знаю, владеет ли она там землей», - сказал он.
По мнению экспертов, по крайней мере часть потенциальных инвесторов может отпугнуть такой конфликт между правительством и муниципалитетом самого города, в котором предлагается строить канал, а следовательно и покупать недвижимость. Тем более, что популярность Имамоглу вполне может вынести его к вершинам турецкой власти, и неизвестно, что тогда может случиться с проектом.
Из-а чего же такая суета?
В прошлом месяце ежедневная левая газета Sozcu сообщила, что Бинт Насер основала компанию по недвижимости Triple M Property and Tourism в ноябре 2018 года с двумя другими лицами из катарской королевской семьи. Бинт Насер, которой принадлежит 45,45% акций компании, затем приобрела 44 702 кв. метров сельскохозяйственных угодий в районе Арнавут, недалеко от канала.
В отчете говорится, что оценочная стоимость земли в 2018 году составила 2 млн долларов, а текущая оценка может составить около 3,5 млн долларов.
В ответ на критику СМИ Эрдоган защитил мать эмира и подтвердил продажу.
"Есть ли юридическое препятствие, которое бы запрешало матери катарского эмира покупать недвижимость в нашей стране?" - спросил он журналистов в Малайзии в прошлом месяце.
«Если бы Джордж, Ганс или кто-либо другой намеревался купить землю, люди, скорее всего, ничего не сказали бы» - добавил Эрдоган, толсто намекнув, что основная проблема в арабофобии (и связанной с ней исламофобии) значительной части турецкого общества.
Правительство настаивает по-прежнему, что строительство канала необходимо, чтобы разгрузить судоходный трафик в Босфоре. В прошлом месяце грузовое судно под флагом Либерии сбилось с курса и врезалось в береговую линию Стамбула, вынудив турецкие власти на короткое время закрыть Босфор.
Размещенные в Интернете кадры показывают, что судно находилось всего в нескольких метрах от ресторана, когда оно остановилось у побережья.
Босфор является одним из самых важных в мире пунктов для морской транспортировки нефти, и более трех процентов мировых поставок - в основном из России и Каспийского моря - проходит через этот 27-километровый водный путь.
NoonPost (Египет): Стамбульский канал — османская мечта, которая раздражает Египет и Эмираты
Проект с историей почти в пять веков не представляет угрозы для Египта, убежден автор, так как Стамбульский канал не уменьшит значение Суэцкого канала ни на экономическом, ни на политическом уровнях, ни с точки зрения морской навигации. А вот Эмираты беспокоятся не напрасно…
а ближневосточную арену брошен новый огненный шар — это новый Стамбульский канал, ставший личной мечтой президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Его объявление вызвало очередные споры в атмосфере, где больше нет места для добрых намерений, и в разгар конфликта между Анкарой и Каиром вокруг Суэцкого канала, которому турецкий проект может составить конкуренцию.
Также есть некоторая неясность относительно конкуренции между новым каналом и портами ОАЭ, хотя по завершении этот проект соединит Черное и Мраморное моря и неизбежно приведет к разрушительной войне между Стамбулом и Дубаем!
Проект строительства канала — какой он и как начался
Новый Стамбульский канал является одним из крупнейших национальных проектов Турции, который, как ожидается, откроется в 2023 году и соединит два моря — Черное и Мраморное. Сама идея не нова и восходит к эпохе султана Сулеймана I Великолепного (1520-1568), когда с инициативой выступил архитектор Мимар Синан, однако проект был остановлен по желанию тех, кто творит историю. Вторая попытка была предпринята в марте 1591 года во время правления султана Мурада III, который с энтузиазмом относился к проекту и приказал возобновить работы, однако вскоре их снова прекратили.
Идея строительства канала стала вновь обсуждаться в 1654 году во время правления султана Мехмеда IV, но по той или иной причине его отложили, пока к власти не пришёл султан Мустафа III (1757-1774), который проявил решительность в этом вопроса и попытался подтолкнуть проект к завершению. Сделать это не удалось в связи с огромными издержками. Когда занял трон султан Махмуд II, он даже создал комитет для повторного изучения предложения и подготовки подробного отчета (в 1813 году), но никаких конкретных шагов предпринято не было.
С 1920 по 1952 годы проект обрёл новые измерения, так как было предложено построить плотину перед Гибралтарским проливом и уменьшить уровень Средиземного моря до 60-200 метров (200-660 футов) для производства гидроэлектроэнергии. Этот план предусматривал строительство плотины через Дарданеллы, но его также ждал провал.
В 1994 году были проведены местные выборы, во время которых Бюлент Эджевит, лидер Демократической левой партии, предложил завершить старый проект, но не предпринял достаточных мер, чтобы убедить власти вернуться к работе над ним.
В 2009 году, в период активизации деятельности правящей Партии справедливости и развития, правительство Турции рекомендовало снова изучить проект и попытаться возродить его. 27 апреля 2011 года тогда ещё премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил об идее строительства стамбульского канала и назвал его «бурным». В течение двух лет работы по изучению проекта были завершены, и были найдены источники финансирования. Его стоимость превысила 10 миллиардов долларов, которые будут выделены из государственной казны при условии, что турецкая армия возьмет на себя основную роль в реализации проекта. Он имеет большое значение для будущего Турции, и дата открытия канала уже согласована. Это произойдет в 2023 году, в годовщину основания турецкого государства и окончания действия Лозаннского договора, который не позволял правительству собирать какие-либо налоги за проход судов через Босфор.
Согласно имеющимся данным, длина канала составит около 45-50 километров (28-31 миль) при глубине 25 метров (82 фута) и ширине 147 метров (490 футов). Такой объект сможет разделить европейскую сторону Стамбула и создать новый остров с пляжами на Черном и Мраморном морях вплоть до пролива Босфор. Это значит, что через канал будут проходить самые крупные корабли и подводные лодки — до 160 судов в день.
Внутренниие внешние проблемы. Выдержит ли проект?
На пути к своей мечте Эрдоган сталкивается со множеством внутренних и внешнеполитических трудностей. Они могут поставить проект под угрозу, а самая большая опасность заключается в том, что ему препятствует старый политический противник Партии справедливости и развития — Республиканская народная партия. Она не только не поддерживает идею и требует большей информации, но и считает ее предательством исторического города, как выразился Экрем Имамоглу, мэр Стамбула.
По словам Имамоглу, строительство канала лишит город его исторических особенностей, и поэтому он и его партия откажутся нести какие-либо расходы на реализацию проекта. Вместо этого он требует инвестировать деньги, предназначенные для Стамбульского канала, на другие, более выгодные проекты. Эта позиция резко контрастирует с взглядами Эрдогана, настаивающего на осуществлении своей мечты, чтобы продемонстрировать устойчивость турецкой экономики перед лицом внешних вызовов. Кроме того, он хочет мотивировать рядовых турецких граждан впоследствии также участвовать в реализации гигантских проектов, таких как запуск космических ракет, открытие олимпийских и футбольных объектов, строительство моста в Крым и так далее
Примечательно, но многие российские исследователи решительно поддерживают проект Эрдогана во главе с Сергеем Хестановым, экспертом из Российской академии народного хозяйства при Президенте России. По его мнению, Стамбульский канал — это перспективный с экономической точки зрения проект, и бесплатно через него смогут проходить лишь суда стран, имеющих выход в Чёрное море, в то время как остальные принесут Турции большие доходы.
С другой стороны, Хестанов указывает на ряд важных факторов, которые, возможно, потребуют отложить реализацию столь крупного и долгосрочного проекта, требующего огромных инвестиций. Учитывая нынешнюю международную ситуацию, участие Турции в военном конфликте в Сирии и давление американских санкций, будет очень сложно найти необходимые средства, ведь Китай, самый главный экономический партнер Турции, который может избежать санкций США, не имеет экономических интересов в черноморском регионе и вряд ли придёт на помощь.
Что касается внешнеполитических проблем, то они в первую очередь сводятся к негативному отношению к проекту со стороны Америки и соседних европейских стран, которые обеспокоены его геологическими последствиями. Ответ Министерства транспорта Турции не заставил себя ждать, — ведомство опубликовало заявление с указанием результатов исследований в различных областях, включая анализ рисков землетрясений, городского планирования, экономические, культурные и экологические последствия. В этих исследованиях приняли участие 33 департамента и около 200 ученых из нескольких университетов, в том числе Босфорский университет, Middle East Technical University и Istanbul Technical University. Свою оценку дали 57 учреждений и организаций, занимающиеся оценкой воздействия различных проектов на окружающую среду.
Вторая угроза проекту — это эскалация конфликта в регионе после того, как многие СМИ назвали полюсами нового противоборства Египет и Турцию, заявив о намерении Эрдогана разделить канал и попытаться нивелировать роль Суэцкого канала в морском судоходстве, хотя он является одним из важнейших источников поступлений в бюджет Египта.
Эти отчеты, несомненно, лишь подливают масло в огонь, чтобы сохранить разногласия между Анкарой и Каиром. Ангажированные СМИ часто игнорируют тот факт, что проект имеет исторические корни, и Стамбульский канал не представляет никакой существенной угрозы для Суэцкого канала ни на экономическом уровне, ни на политическом, ни с точки зрения морской навигации. Как гласят отчёты, новый канал соединит Черное море с Мраморным, в то время как Суэцкий канал соединяет Средиземное море с Красным, а это означает, что каждый канал выполняет разные задачи и между ними нет места для конкуренции.
Можно сказать, что реальную угрозу турецкий канал, если на этот раз он действительно будет открыт, представляет для ОАЭ на фоне перемещения торговли между Китаем и Европой с южной оси на север и черноморскую ось, где Турция угрожает влиянию Эмиратов на порты Аден, Бербера и Баб эль-Мандебский пролив. Это обстоятельство максимизирует возможности Турции в области экономической конкуренции и коммерческой поляризации, особенно в связи с завершением проекта Железного шелкового пути и превращением Стамбула в глобальный центр международной торговли. Дубай как региональный финансовый центр будет вынужден уступить позиции, что увеличит интенсивность конфликта между двумя странами и, возможно, навсегда!