|
Названы ненужные в будущем профессии
|
Эксперт назвал профессии, которые рискуют стать ненужными уже в ближайшие 10 лет. По словам президента сервиса по поиску работы SuperJob Алексея Захарова, речь идет о бухгалтерах, водителях-дальнобойщиках и таксистах, сообщает газета «Известия».
По его словам, спрос на бухгалтеров падает на фоне роста цифровизации и массового перехода на электронный документооборот, а водителей в будущем могут вытеснить беспилотники. «Все новые грузовые автомобили, которые будут сходить с конвейера, либо уже сейчас предусматривают возможность переоборудования для беспилотной эксплуатации, либо такая возможность всеми производителями будет реализована в самое ближайшее время», — констатировал специалист.
Еще, по словам Захарова, в ближайшие годы невостребованными на рынке рискуют оказаться преподаватели иностранных языков: это во многом тоже связано с развитием технологий. Он уточнил, что изучение языков уже сейчас для многих становится хобби, одновременно с этим растет эффективность электронных сервисов для перевода.
Профессии будущего. Что делать, чтобы вас не заменили роботом?
Я - журналист, мой муж - врач. Мы уверены, что в наш век потребность в живых людях, умеющих рассказывать истории и лечить людей, не иссякнет. Однако компьютерные программы и роботы проникают во все сферы. Биржевые сводки в американских СМИ уже несколько лет пишут не люди, а компьютер. А в 2017 году российский банк сократил 3000 юристов. Теперь данные должников в типовой бланк иска подставляет робот-юрист. Меньше чем через год похожую историю я услышала про юриста из Алматы.
Год назад я поступила на второе высшее по психологии. Одна из причин - душа человека, то, с чем работает психолог, не подлежит алгоритмизации. Робот-психотерапевт? Не верю! Плюс я ведь не отказываюсь от журналистики - эти знания, умения и навыки остаются со мной. Могу быть пишущим психологом, психологическим журналистом, редактором, который хорошо понимает психологию людей и видит интересные темы в обыденных ситуациях... Совмещая две профессии, я повышаю свою ценность на рынке труда.
Чтобы узнать об исчезающих профессиях в Казахстане, журналист Tengrinews.kz обратился с вопросами к карьерному консультанту. Эксперт в области HR Людмила Лукина рассказала, что делать, чтобы вас не заменили роботом.
Что является исчезающей профессией?
В XXI веке исчезновению профессией способствуют роботизация и автоматизация. Причем сегодня эти процессы происходят намного быстрее, чем в ХХ веке, когда Форд запустил первый конвейер. На сегодня для Казахстана - это не такая актуальная проблема, как для развитых стран Европы, Азии и Америки. Там профессия водителя уже является вымирающей, у нас же даже в перспективе 15-20 лет нельзя говорить, что на каждом шагу появятся самоуправляемые Теслы. Максимум - в ближайшие годы такое может произойти в метро.
Зато профессия кассира - да, в ближайшие 5-10 лет точно умрет, везде будут робот-кассы. Или вовсе люди все начнут покупать через Интернет.
Вскоре вымрут профессии банковского операциониста, турагента и агента по бронированию авиабилетов.
В более долгосрочной перспективе - точно сократится спрос на бухгалтеров. Смерть грозит тем профессиям, где есть механическая работа, четкий алгоритм и нет простора для творчества.
Исчезающие профессии - профессии, теряющие свою актуальность со временем, развитием общества и технологий. Профессия никогда не вымирает за один-два года, это процесс, растянутый на десятилетия. Нельзя сказать, что они исчезают полностью - это значит, что процент людей, задействованных в этой сфере, значительно сокращается.
Стилист Анастасия Плохих:
"В ноябре мы с мужем несколько недель путешествовали по США. Одним из самых запоминающихся моментов отпуска стало посещение супермаркета самообслуживания Target в Бостоне. Там нет ни продавцов, ни кассиров. Мы сами выбрали товары, сами отсканировали штрих-коды, приложили карточку. Все было быстро. Но как-то странно, непривычно. Без привычной улыбки на кассе, приветствия..."
Что делать, если моя профессия вымирает?
Есть два варианта действий. Первый - получать более узкую специализацию в своей профессии. Рассмотрим бухгалтеров - налоговая отчетность точно будет автоматизирована в ближайшие годы. Но управленческая отчетность будет необходима всегда.
Любая роботизация и автоматизация предполагают алгоритм, а там, где есть алгоритм, не учитываются специфика, смежные знания и большой опыт преодоления кризисных ситуаций.
Поэтому будут цениться специалисты не общего профиля, а узкой специализации. Можно увидеть даже на примере врачей - нейрохирурги (узкие специалисты) ценятся и зарабатывают больше, чем терапевты (специалисты общего профиля).
Также будет появляться все больше узкоспециализированных консультантов по самым разным вопросам. Например, недавно я познакомилась со специалистом, который хорошо зарабатывает консультациями, какой продукт 1С купить. Потребность в таких консультантах появляется во всех сферах. Информации огромное количество, изучить ее самостоятельно за короткий промежуток времени невозможно. Поэтому единственный вариант - обратиться к человеку из этой сферы, который годами в этом варится, знает историю, законодательство и тренды.
Предположим, что есть человек, которому надо открыть фирму. Для начала он обратится к юридическому консультанту, который подскажет, что лучше - ИП или ТОО конкретно в его случае, какие могут быть подводные камни. А после обратится к финансовому аналитику, способному помочь выбрать банк под конкретные цели и задачи. Каждая из консультаций может стоить 50-100 долларов, но сэкономит много времени, сил и денег.
Стать сразу после института таким специалистом не получится. Нужен опыт, чтобы быть действительно экспертом в своей сфере. При этом вы должны быть "играющим тренером". Рассмотрим на моем примере. Я - карьерный консультант, то есть человек, который работает с людьми по их запросу о трудоустройстве. Но если я перестану работать как HR, то перестану видеть и улавливать тенденции, изменения на рынке труда. И буду неэффективна в качестве консультанта.
Чтобы стать консультантом, помимо глубоких познаний в своей сфере, нужно овладеть еще одним важным навыком - научиться выявлять потребность, что нужно заказчику. Тогда получится из всего многообразия выбрать то, что за минимальные деньги будет максимально эффективно для клиента. Ведь именно за этим приходит клиент к консультанту.
Как повысить свою ценность?
Чтобы стать ценным специалистом в той области, где вы сейчас работаете, надо становиться узким специалистом.
Давайте рассмотрим на примере человека, который всю жизнь работал кассиром. Грядет эра супермаркетов баз кассиров. Узким специалистом стать ему не получится. Но он может следовать туда, куда развивается его отрасль. Он может изучить программные продукты, способы автоматизации касс, понять, кто их устанавливает и как обслуживают. Возможно, для этого придется получить IT-специализацию или иные дополнительные навыки. Но если интерес есть, то остаться в этой же сфере возможно.
Или взять на примере юриста. Я не считаю, что это вымирающая профессия. Если вдруг по причине автоматизации процессов человека сократили в одном месте, всегда можно найти работу в другом. Процесс роботизации - долгий, в этом веке профессия юриста вряд ли вымрет. Но всегда можно стать узким специалистом - не просто специалистом широкого профиля, а, например, страховым юристом. И еще одна-две сферы. Оптимально - две-три области специализации, где познания настолько глубоки, что ни один компьютер или другой человек не сделает анализ лучше вас.
Также всегда можно переквалифицироваться в другую профессию, где велика творческая составляющая. Например, организатор праздников или мероприятий - никогда робот не сможет сделать это за человека.
В идеале оценивание своей будущей профессии - это исчезающая профессия или профессия будущего - должно проходить на этапе профориентации. То есть когда выбирается профессия еще в школьные годы. При выборе профессии есть три вопроса, на которые надо ответить: "Что я хочу?", "Что я могу?" и "Что нужно миру?"
Смотреть только на то, что будет востребовано, - ложный путь. Во главе угла всегда стоят интересы человека: "Хочу ли я заниматься этим всю жизнь?" Второй вопрос - это способности. Если человек невнимателен или плохо запоминает, то он, вероятно, не сможет стать врачом или пилотом. Способности можно развивать, но это происходит очень медленно. Лучше опираться на свои сильные стороны. И отталкиваясь от них, на основе своих интересов выбирать перспективные профессии.
Я рекомендую старшеклассникам при выборе профессии изучить ее перспективы. Можно обратиться, например, к "Атласу новых профессий". Что описанное там наступит уже завтра - думать не стоит. Но иметь объемное представление о рынке труда в будущем - ценно.
Ольга Пастухова
Кто будет работать в будущем: роботы или люди? (Le Monde, Франция)
Автоматизация, цифровые платформы, искусственный интеллект... Будут ли люди и дальше осуществлять работу в нашем меняющемся мире? Ведущиеся споры насчет этики ИИ пока представляют собой исключительно домыслы. Четыре эксперта рассуждают о будущем цифровых инноваций и автоматизации труда.
Появление дрессировщиков искусственного интеллекта
В связи с опасениями насчет грядущего упразднения человеческого труда под напором волны умных автоматов нашим обществам необходимо научиться задавать правильные вопросы. Здравым решением будет не зацикливаться на точном числе рабочих мест, которые в перспективе будут заменены, а сосредоточиться на текущих метаморфозах в сфере «цифрового труда».
На протяжении десятилетий растущее внедрение цифровых технологий в физический и умственный труд увеличивает производственную долю данных в каждой профессии. Тенденция связана со стремлением предприятий к фрагментации и униформизации производственных процессов в связи с экосистемой внешних подрядчиков, субподрядчиков и даже сообществ непрофессиональных производителей.
Это объясняет также распространение цифровых платформ, которые координируют этих участников и превращают их в послушную и дешевую рабочую силу, доступную на четко определенный срок для выполнения все более фрагментированных задач. Повсюду на наших глазах эта работа по производству данных определяет жизнь курьеров и водителей, которые работают через приложение Uber и устанавливают свое местоположение по GPS.
То же самое касается и модераторов Ютюба и Фейсбука, которые целый день занимаются проверкой мультимедийного контента. Даже та бесплатная работа, которую мы осуществляем, проходя проверку reCAPTCHA (всплывающие окна, где вам нужно доказать, что вы — не робот) для Google, учит автономные автомобили интернет-гиганта распознавать светофоры и пешеходные переходы.
Такая низкооплачиваемая или совсем не оплачиваемая деятельность формирует целое пространство и способствует автоматизации наших профессий. Профессия будущего: дрессировщик искусственного интеллекта, настройщик алгоритмов, которые позволят нашим роботам осуществлять доставку, водить и маневрировать.
Хотя эта цифровая работа является секретной составляющей нашей автоматизации, она сегодня крайне слабо регулируется социальной защитой и не получила политического признания. Эта человеческая работа останется с нами надолго, но если наша борьба не приведет к новым социальным завоеваниям, она так и останется незаметным большинству предметом эксплуатации.
Антонио Казилли, социолог, профессор Télécom Paris и научный сотрудник Высшей школы социальных наук.
Ремесленное производство помогает «создателям»
С 2008 года в сфере труда наблюдаются две тенденции. С одной стороны, искусственный интеллект, международные платформы и финансовая глобализация привели к сильнейшему разделению труда с появлением микрозадач. С другой стороны, набирает силу и противоположное течение: «создатели» (makers).
Речь идет о людях, которые пользуются цифровыми технологиями для переноса производства в так называемые «производственные лаборатории» (fabrication laboratory). Они могут производить как предметы общего потребления (одежда, мебель, велосипеды, персонализированные компьютеры…), так и самые разные вещи вплоть до маленьких домов площадью около 100 квадратных метров.
Это движение стало продолжением долгой традиции «Сделай сам» в США. Организованную и международную форму оно приняло в 2005 году, когда был основан журнал Make. Главная производственная лаборатория в США называется Artisan's Asylum. Она расположена в Сомервилле (муниципалитет в рамках большого Бостона) и позволила сформировать около полусотни предприятий и стартапов за первый год с открытия.
Создатели — это плотники, дизайнеры, архитекторы, молодые инженеры, специалисты по гуманитарным и общественным наукам, обработке металла, цифровым технологиям и информатике.
Их производство находится на локальном уровне, опирается на короткие цепочки и небольшие объемы. Разумеется, в самом подходе «Сделай сам» нет ничего нового. Новизна касается альянса цифровых технологий, экономики свободных лицензий и ремесленного производства. Речь идет о появлении своего рода цифрового ремесленничества, которое прокладывает путь новым способам организации труда, поштучному производству, без иерархии и разделения труда на периферии капитализма.
Это движение подталкивает к действию, созиданию и распространению на индивидуальном уровне, перекликается с экологическими опасениями пост-продуктивизма. Философия создателей предполагает возвращение человеком власти над предметом.
Речь идет о том, что создавать предметы, анализировать их для преодоления созданных вертикальным капитализмом препятствий, например, запланированного устаревания. Создатели выступают за демократизацию производства и связи между потребителями и производителями. Их число растет по всей планете.
Изабель Берреби-Хоффманн, социолог Национального центра научных исследований
Вопрос образования
Машины с искусственным интеллектом в конечном итоге будут доминировать и заменят нас? Ведущиеся повсюду споры насчет этики ИИ, безусловно, интересны, но пока что представляют собой исключительно домыслы. Поэтому они не должны оттеснять в сторону гораздо более важные и актуальные вопросы регулирования интернет гигантов (в том числе китайских) и их алгоритмов. Дело в том, что «платформизация» экономики этими предприятиями еще больше усиливает глобализацию и ослабляет тех, кто должны были бы регулировать их: государства.
Кроме того, «алгоритмизация» все большей части нашей жизни ведет к тому, что человек теряет ориентиры, а иногда даже не осознает отчуждение, с которым столкнулся. Хотя цифровые инновации несут в себе беспрецедентный прогресс и преобразования, а также перераспределяют власть в пользу индивида, нельзя не признать, что сегодня они также ведут к «уберизации» труда, лишая работников части социальной защиты.
Могут ли города, регионы и политические власти в полной мере принимать решения о политике обустройства территории, если дома могут превращаться в гостиницы (Airbnb), улочки — магистрали, а тротуары — в дорожки для самокатов (Waze, Google Maps, Uber, Lime) из-за одного простого приложения, которое меняет использование пространств без их физического изменения? Получится ли завтра сохранить коллективные механизмы солидарности, если наши дети будут получать образование с помощью калифорнийского онлайн-курса, а мы будем лечиться через китайскую медицинскую платформу?
В замещении части труда роботами нет ничего нового: оно началось еще в 1970-х годах. Единственное исключение в том, что прошлом эта тенденция разрушила и изменила труд рабочих, а сегодня принимается за служащих: под ударом все.
Отметим, что сейчас под угрозой оказались те профессии, которые казались нам незыблемыми: врач, адвокат, бухгалтер, архитектор и т.д. Это не означает, что прием у доктора заменит чат с ботом. Нет, врач, как и многие другие профессии, сохранит свою роль в подтверждении диагноза и лечении пациента.
Воздействие искусственного интеллекта не столько разрушает, сколько меняет профессии, и в этой связи вопрос образование будет становиться только важнее. Для этого потребуется сильная государственная политика, хотя платформы начинают конкурировать с государствами и существенно ослаблять их.
Сейчас нам следует в первую очередь обсуждать именно этот вопрос, а не этику ИИ, который все еще остается в гипотетической сфере. Это немного напоминает сурвивализм и коллапсологию, которые идут только во вред экологии.
Бенуа Тьелен, основатель агентства цифровых инноваций La Netscouade, бывший председатель Национального совета по цифровым технологиям
За волшебством ИИ скрывается человеческий труд
В конце XVIII все европейцы стали жертвой розыгрыша: «механический турок» был представлен как игрок в шахматы-автомат, хотя на самом деле он был марионеткой, над которой сидел в скрытом помещении настоящий игрок. Сегодня все это уже не шутки: искусственному интеллекту вполне по силам шахматы. Тем не менее он все еще не умеет ориентироваться в городе для доставки грузов, готовить и упаковывать блюда или убираться в кабинете.
Многие использующие ИИ цифровые платформы создают впечатление, что все автоматизировано, что и одного нажатия кнопки достаточно, чтобы товар или услуга возникли как по волшебству. На самом деле для этого требуется множество человеческих рук.
В 2019 году Amazon был вторым по величине американским работодателем (750 000 сотрудников), уступая только гигантской сети Walmart. Более того, предприятие способствовало созданию большого числа рабочих мест в сфере доставки и логистики, где множество людей тяжело трудятся, чтобы товар «волшебным образом» оказался у заказчика в день покупки.
Одно время считалось, автономные автомобили и дроны сделают человека ненужным в доставке. Это не так. Ни одна автономная машина не в силах ездить по зонам с самым плотным движением, а дрон не может обратиться к соседям или оставить посылку, если получателя нет дома.
С появлением «логистики последнего километра» и предлагаемых через платформы локальных товаров и услуг, ИИ активно создает рабочие места. Тем не менее зачастую они незаметны глазу. Эти люди трудятся где-то вдали, на складах или кухнях. Кроме того, они обычно не являются штатными сотрудниками, трудятся по срочному договору, в связи с чем они частично выпадают из статистики.
Начало автоматизации труда не должно скрывать другую, еще более важную тенденцию: замещение «хороших» и защищенных рабочих мест «плохими», то есть низкооплачиваемыми и нестабильными. Будущая цель труда заключается в формировании институтов социальной защиты и профсоюзов, которые помогут этим людям получить достойную жизнь.
Летисья Вито (Laetitia Vitaud), эксперт по перспективам труда и потребления
Человек или машина. Или человек и машина?
Вокруг искусственного интеллекта складывается множество предрассудков. Благодаря книгам и фильмам в жанре фантастики некоторые особо впечатлительные натуры всерьез обеспокоены тем, что в недалеком будущем умные роботы возьмут верх над человечеством. Более прагматичные представители нашего общества встревожены перспективами тотальной безработицы из-за того, что роботы все чаще заменяют живые рабочие руки и головы. И всему этому есть основание – мы вступили в эпоху роботизации производственных процессов. Робототехника в последние годы сделала большой скачок вперед благодаря развитию искусственного интеллекта и новых технологий, включая большие данные и 5G. Роботы сегодня нечто большее, чем просто механизмы на заводском конвейере. Они наделены интеллектом, разговаривают с нами живым человеческим голосом, когда мы звоним в контакт-центры сервисных компаний, современные высокоточные механизмы используются в хирургии и уже самостоятельно делают сложные операции, управляют автомобилями и самолетами, научились общаться почти как люди, молниеносно принимать взвешенные решения, а самое главное – научились учиться.
Без преувеличения прорывные достижения робототехники открывают новые, невероятные еще в недавнем прошлом возможности в любых сферах бизнеса, не только машиностроения и другого производства, но и в не меньшей степени в сфере услуг. А глобальная пандемия, притормозившая развитие многих технологических направлений, не только не мешает, но, напротив, катализирует сервисную робототехнику и внедрение ее в бизнес-процессы современных компаний.
Робототехника в пятерке самых перспективных технологий на ближайшие 10 лет по версиям авторитетных глобальных изданий, среди которых Financial times.
Согласно данным ResearchAndMarkets, в 2019 году объем мирового рынка сервисных роботов превысил $17 млрд, и он продолжает расти.
Среди мировых лидеров внедрения сервисных роботов Amazon и FedEx.
Без роботизации сегодня не выдержит конкуренции ни одна отрасль – от логистики до медицины и сельского хозяйства.
Роботы обслуживают нас повсеместно и ежедневно. Это наши помощники в быту: умные пылесосы, посудомойки, умные холодильники, охранные системы, сегменты умного дома и пр.
Вспомним один из самых кассовых голливудских блокбастеров «Терминатор». После выхода первого фильма из серии картин про роботов с человеческим интеллектом и нечеловеческими физическими способностями мир содрогнулся от фантазии сценаристов, представивших нам версию нашего мира, населенного киборгами. Но будущее уже наступило, благо не такое драматичное, как в его некоторых киноверсиях. Уже сейчас широко применяются кибернетические протезы, которые работают благодаря импульсам, вырабатываемым человеческим мозгом. Все совершеннее становятся разработки искусственных внутренних органов, позволяющих человеческому организму полноценно функционировать. Недалек тот день, когда мы все станем в той или иной степени киборгами.
А сегодня интеллектуальное сотрудничество человека и робота породило новое перспективное направление развития коллаборативных роботов – «коботов». Это симбиоз машинного и человеческого интеллекта.
Эксперты отмечают массу достоинств коботов на производстве. Коботы послушны, исполнительны и нетребовательны, они не знают болезней и усталости и четко выполняют свои функции, обходясь порой дешевле, чем живые работники.
ABI Research прогнозирует рост рынка коботов к 2030 году до $12 млрд, в то время как на данный момент он составляет $711 млн.
С недавних пор люди, звонящие в сервисные компании, порой даже не замечают, что с ними разговаривает робот. Машина говорит живым мужским или женским голосом с естественной интонацией, довольно хорошо поддерживает беседу, отвечает на вопросы и в свою очередь задает уточняющие вопросы. В нашей компании недавно имел место курьезный случай. Журналисты стали интересоваться, не аферисты ли это звонят от лица компании и рассказывают про новые продукты, задают вопросы. Настолько естественным оказался сервисный робот, что люди приняли его за живого человека.
Сегодня некоторые сервисные роботы вполне могут успешно пройти так называемый тест Тьюринга – эмпирический тест, идея которого была предложена британским математиком, логиком и криптографом Аланом Тьюрингом в 1950 году.
Суть этого теста состоит в том, чтобы человек мог определить, разговаривает он с живым человеком или с машиной. Если машине удается ввести человека в заблуждение и сойти за живого собеседника, то она прошла тест.
Таким образом, уже сегодня интеллект роботов все ближе подходит к уровню человеческого, и при этом машины постоянно учатся. Конечно, если вы начнете разговаривать с сервисным роботом на отвлеченные темы, выкажете раздражение, проявите нетерпение, машина распознает ситуацию и переключит вас на живого оператора. Но в дальнейшем возможности искусственного интеллекта будут только расширяться. «Учиться, учиться и еще раз учиться!» – завещал самый известный революционер ХХ века. Во время технологической революции ХХI века роботы воплощают этот призыв. Машины учатся. Они учатся быстро и непрерывно, не теряя концентрацию и молниеносно усваивая терабайты информации.
Но все это вовсе не значит, что роботы и ИИ, трансформируя производства и рынки, отнимают рабочие места у людей. В прошлом году в издательстве МИФ вышла книга Пола Доэрти и Джеймса Уилсона «Человек + машина», которая фактически развеивает страхи о будущем доминировании над людьми умных машин, наделенных стремительно развивающимся искусственным интеллектом, способных к непрерывному обучению. Авторы утверждают, что машины не отбирают у людей рабочие места, а напротив, создают их, поскольку совместная деятельность и постоянное обучение машин будет приводить к росту эффективности и востребованности человеческого труда. Другое дело, что изменятся требования к профессиональному образованию, трансформируется социальный ландшафт мира.
Никогда машина не научится мыслить как человек, поскольку никакой уровень искусственного интеллекта не заменит интуицию, эмоции, фантазию, мотивированноость и просто талант. А вот сотрудничество человеческого интеллекта и машин открывает перед нами практически безграничные возможности, учитывая, что процесс машинного обучения непрерывен и бесконечен.
Подытоживая этот материал, важно сказать, что, хотим мы того или нет, джин вырвался из бутылки, и машины с ИИ будут активно внедряться в производственные процессы. И это особенно важно для экономики Казахстана, поскольку ее структура такова, что все ключевые отрасли промышленности – ресурсодобывающий сектор, банкинг, логистика, телекоммуникации – находятся в первой десятке по перспективам внедрения ИИ.
Айбек Нуркадыр, директор департамента стратегического развития Kcell
Партнёрство человека и машины: к какому будущему нам готовиться
Компания Dell Technologies заключила партнерское соглашение с независимой исследовательской группой IFTF, чтобы изучить влияние новых технологий на изменения в мировой экономике в течение следующих 10 лет. Сегодня Forbes.kz публикует третью и заключительную часть этого исследования
Потенциальные проблемы: как подготовиться к 2030 году
Угрозы безопасности
Новые технологии способны управлять человеческим прогрессом и даже препятствовать ему. Например, искусственный интеллект имеет большой потенциал для преобразования промышленности в лучшую сторону. Но эта технология может также применяться злоумышленниками для использования пробелов в безопасности на миллиардах подключенных устройств и более быстрого реагирования в условиях сопротивления, что позволяет преступникам удваивать количество утечек данных и кражи личных данных каждые 15 месяцев.
IoT-устройства также несут определенную степень риска. Этот риск особенно велик в здравоохранении. А поскольку подключенные медицинские устройства интегрированы с нашим телом, увеличивается риск для жизни пациентов.
Компания Zingbox работает над обеспечением безопасности подключенных медицинских устройств. Он использует ИИ для мониторинга сетевого трафика, проходящего через устройства IoT, и выявления угроз безопасности. Цель Zingbox - не только защитить устройства IoT, но и реализовать интернет доверенных вещей. То ест сделать так, чтобы сетевые устройства по мере их распространения и усложнения становились более безопасными.
Конфиденциальность данных
В связи с ростом проблем безопасности экономика потребует нового подхода к обеспечению конфиденциальности данных, который дал бы максимальные выгоды пользователям, сводя к минимуму неудобства новых технологий. Организациям необходимо будет более четко осмыслить способы хранения и отслеживания данных клиентов, принять надлежащие меры для стресс-тестирования своих систем, оценки рисков в режиме реального времени и минимизации ущерба.
Тысячи руководителей бизнеса во всем мире считают проблемы безопасности и конфиденциальности данных наиболее серьезным препятствием для успешной цифровой трансформации. 74% респондентов назвали конфиденциальность неотложной социальной проблемой, за которой следом идет информационная безопасность (73%).
Взаимодействие человека с машиной
Новая экономика потребует решения новых вопросов взаимодействия с интеллектуальными машинами, поскольку последние играют в нашей экономике все более разнообразные роли. Подобные вопросы выходят далеко за рамки привычной архитектуры безопасности и способов взаимодействия. Появление полуавтономных автомобилей является тому примером. При проектировании взаимодействия человека и машины нужно учитывать множество нюансов.
Недавний патент Uber служит наглядным примером. При подаче патента на автомобиль с автоматическим управлением, который заменяет человека-водителя голограммой, компания решила, что голограмма будет смотреть в глаза пешеходу (как это делал бы человек-водитель), тем самым подавая ему сигнал, что можно переходить улицу. Однако последствия неправильного понимания этого сигнала могут быть весьма значительными и потенциально смертельными.
Доверие и прозрачность
Люди и организации регулярно и намеренно создают сложности, чтобы не подвергать себя риску, - от простых служебных пропусков, которые дают доступ только сотрудникам, до более сложных технических барьеров при доступе к данным. Если мы уберем эти сложности, то вырастет и риск или восприятие риска. Учитывая растущие проблемы доверия, ситуация может стать непростой.
Организациям необходимо восстановить доверие, сочетая строгую аутентификацию с прозрачностью. Технологии блокчейна могут в этом помочь, предоставляя более безопасные условия для обмена данными. Тем не менее, некоторые из преимуществ блокчейна также можно использовать не по назначению.
Один из экспертов приводит такой пример: «Технология блокчейна потенциально может отменить потребности в банках, что даст диктатурам возможность использовать национальную цифровую валюту для усиления контроля режима. Создание национальной цифровой валюты в условиях диктатуры полностью централизовало бы владение всем богатством, созданным в рамках определенных линий собственности, включая полное владение всеми данными, полученными в результате взаимодействия граждан и посещающих страну туристов».
Другие эксперты опасаются, что достижения в области ИИ и машинного обучения могут привести к унификации мышления: «Возможно, общество превратится в одну однородную группу, и свобода мысли будет ограничена». ИИ порождает множество нормативных вопросов, начиная с использования обучающих наборов данных до ограничений автономности интеллектуальных машин.
44% руководителей бизнеса, опрошенных Dell Technologies, считают, что в будущем необходимо более строгое регулирование способов использования ИИ. Трое из десяти не доверяют своей собственной организации в сфере работы с данными о сотрудниках, а каждый третий не доверяет своей компании в области защиты данных клиентов. Почти половина (49%) считают, что в течение следующих пяти лет их организация будет стараться доказать, что она заслуживает доверия.
Создание рабочих мест и непрерывное образование
Возможно, самый большой вопрос касается будущих рабочих мест. Многие считают, что внедрение ИИ и повышение уровня автоматизации может привести к потере работы. Наши предыдущие прогнозы показали, что, хотя некоторая потеря рабочих мест может иметь место в определенных областях, таких как производство, новые технологии также создадут новые возможности. Появятся новые рабочие места, которых сегодня еще не существует.
Однако решающее значение для участия работников в будущей экономике будут иметь непрерывное образование и обучение на протяжении всей жизни. В дополнение к программам переподготовки работники могут обратиться к опыту предпринимательства и начать собственное дело. Наши эксперты полагают, что появятся новые возможности в искусстве, возникнут новые предприятия.
Изменение климата и использование ресурсов
Несмотря на то, что переход к новой экономике означает повышение эффективности, эксперты также указывают на новые виды климатических и ресурсных рисков. Например, люди станут осваивать все более изощренные способы производства сложных товаров, но для этого требуется добыча полезных ископаемых и как следствие - ухудшается состояния окружающей среды. С ростом товарного производства проблема может усугубиться. При производстве большего количества сырья более быстрыми темпами будет наноситься еще больший ущерб местной окружающей среде.
Сокращение вредных выбросов потребует целого ряда инвестиций в новые виды «зеленой» инфраструктуры, более эффективные и экологичные. В новой экономике больше людей смогут участвовать в прибыльных, благоприятных для сохранения климата инициативах, таких как создание «зеленой» инфраструктуры. Сейчас крайне важно выявлять и продвигать такие виды партнерства человека и машины, которые позволят создавать ценности значимыми, принятыми обществом способами.
Заключение
Подобно тому, как с появлением мобильных телефонов и социальных сетей ушли в прошлое многие проблемы коммуникаций, технические достижения следующего десятилетия откроют возможности для уменьшения и даже устранения некоторых из наиболее острых и болезненных проблем нашей экономики. Новые возможности в экономике будут охватывать широкий спектр областей - от новых способов производства и покупки товаров до более справедливых способов обслуживания населения. Но чтобы реализовать эти возможности, потребуется решить ряд обозначенных выше вопросов.
Например, продолжающееся снижение доверия может привести к тому, что потребители, компании и правительства будут устанавливать более серьезные барьеры и вводить дополнительные ограничения в экономику, если они считают, что эти барьеры имеют решающее значение для обеспечения безопасности. Различия, в том числе отраслевые, нормативные различия и потребительские предпочтения, будут играть важную роль в том, как именно эти сдвиги проявятся в экономике 2030 года.
Прогресс будет неравномерным, некоторые отрасли и регионы будут ускорять реализацию инициатив в одних областях, в то время как в других прогресс будет относительно медленным. Формирование основ свободной от проблем, беспрепятственной экономики (friction-free economy) будет зависеть от сочетания технического понимания, инновационного лидерства, стратегического видения и стремления поощрять экосистему инноваций. Лидеры, которые воспользуются этими возможностями сегодня, смогут изменить «экономику 2030 года» во имя общего блага.