Обязательно ли давать садака по достижению возраста «мушел» - 12-летнего цикла жизни?
Обязательно ли давать садака по достижению возраста «мушел» - 12-летнего цикла жизни?
9 лет назад 31701

У меня к вам есть вопрос. Сейчас мне исполнилось 24 года, то есть, согласно казахской традиции, я нахожусь в возрасте «мушел», втором 12-летнем цикле, завершающем юность. И многие окружающие меня люди убеждают, что я должен обязательно подарить кому-нибудь свою любимую и ценную вещь. То есть по сути, сделать саадака – пожертвовать. Что говорит по этому поводу Ислам?

В шариате нет приказа или четко установленного правила, чтобы человек, достигший возраста «мушел» давал садака [1] Но, если вы решите сделать пожертвование,чтобы выразить свою благодарность Всевышнему и в надежде, что Он своей милостью продлит ваши дни, в этом нет ничего предосудительного. Посланник Аллаха (с.г.с), в одном из своих хадисов говорит:

«Поистине, садака, данное мусульманином – продлевает ему жизнь и оберегает от ста бед. Кроме того, посредством  милостыни Аллах убирает из сердец человеческих эгоизм и гордыню» [2]


[1] Примечание: Мушел – 12-летний цикл, посредством которого казахи издревле определяли возраст человека. Последний год каждого цикла завершал определенный возрастной отрезок, миновав который человек переходил в другой возрастной цикл. Так, первые 12 лет знаменуют собой детство, с 13 до 25 лет человек переживает юность, отрочество, с 25 до 37 находится в возрасте молодом, после 37 же вступает в эру зрелой, взрослой жизни. Следующий цикл 63 года – особо почитаем, его  называют возрастом пророка (Пророк Мухаммед, как известно, ушел из жизни в 63 года) и  означает начало уважаемого почтенного возраста. 75 лет – это глубокая зима жизни, уважаемая старость. В период перехода из одного цикла в другой было принято давать садака в знак благодарения Всевышнему, и эта традиция сохранилась по сей день. Правда, немного видоизменилась. И сейчас, обычно достигшие возраста «мушел» дарят кому-нибудь из близких что либо из своих вещей – одежду, драгоценности, технику.  
[2] Имам Табарани, Муъжамул Кабир –хадис  №13518.

Перевод Зарины Нокрабековой