Сколько разводов засчитывается, если было произнесено три «таляк» одновременно?
Сколько разводов засчитывается, если было произнесено три «таляк» одновременно?
1 месяц назад 851

Ассаламу алейкум! Примерно 8–9 лет назад у меня был конфликт с мужем. В тот момент он трижды сказал мне "талақ". Тогда я не понимала значения этих слов. Сейчас, совершая пять обязательных намазов, я начала осознавать, насколько это было плохо. Что теперь делать? Есть ли решение? Анонимно.

Уа алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!

Прежде всего следует отметить: произнести три "таляка" одновременно — это грех. В исламском шариате такой способ развода называется "бидъий таляк" и считается противоречащим установленному порядку расторжения брака. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) услышал о человеке, который развелся с женой тремя "таляками" сразу, он гневно воскликнул:
"Неужели, пока я жив, кто-то хочет насмехаться над аятами Аллаха?!" (Дарукутни, 3/272, хадис №3879).

Это показывает, насколько серьезным грехом считается такой поступок.

Когда сподвижник Абдулла ибн Омар услышал о человеке, который произнес три "таляка" одновременно, он сказал: 

"Он утратил право вновь жениться на ней. Его поступок — это ослушание Великого Господа. Он поступил вопреки сунне" (Дарукутни, 3/283, хадис №3908; Сахих Муслим, №1471).

Следовательно, говорить "таляк" под влиянием гнева — ошибка, требующая искреннего покаяния. И жена, в свою очередь, должна проявлять мудрость и не доводить мужа до такого состояния. В хадисах сказано, что одним из самых больших достижений шайтана является разрушение семейных уз. Поэтому супругам следует не допускать вмешательства сатаны.

Теперь перейдём к шариатскому постановлению о трех "таляках", произнесенных одновременно.

Согласно источникам, среди факихов (знатоков фикха) существует три различных мнения:

  • Три "таляка" считаются тремя, и брак считается полностью расторгнутым. Это мнение большинства ученых, в том числе четырёх имамов мазхабов и учёных Захиритского мазхаба. Также его придерживались большинство сподвижников, (за исключением Абу Бакра Сыддика и четырех Абдулл: Абдулла ибн Омар, Абдулла ибн Амр, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масъуд). Подавляющее большинство табиинов также поддерживали эту точку зрения.
  • Три "таляка", сказанные одновременно, не считаются разводом. Это мнение представителей шиитской школы имамитов (официальное вероучение Исламской Республики Иран).
  • Три "таляка", произнесённые сразу, считаются один таляк - "рижъий таляк" (возвратимым разводом). Этого мнения придерживаются представители зейдитского мазхаба, некоторые учёные Захиритского мазхаба, а также табиин Ибн Исхак, табиин Таус, Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Каййим аль-Джаузий.

Заключение

Следует отметить, что в этом вопросе мнение большинства ученых является основным. Однако в вынужденных ситуациях, например, если есть дети и развод приведет к трудностям для них, а также если развод семьи, подающей большие надежды на будущее, будет хуже, чем их сохранение, и если муж раскаивается и дает обещание не совершать такую ошибку впредь — то наши некоторые современные ученые разрешают опираться на фатву, которая считает три таляка, произнесенные за один раз, как "один таляк", в таком случае, если ранее развод не был дан, ваш никях остаётся действительным.


[1] Дарукутни – том 3, стр. 272, хадис №(55)3879.
[2] Дарукутни – том 3, стр. 283, хадис №(84)3908; Имам Муслим: «Сахих Муслим» – Книга о разводе (Китаб ат-Талак), глава «Запрет развода во время менструации» (Баб тахриму талақ аль-хаиз), хадис №1471.
[3] Четыре Абдуллы: Абдулла ибн Омар, Абдулла ибн Амр, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масъуд.
[4] В одном из преданий, приведенных в сборнике хадисов «Сунан» Абу Дауда, Абдулла ибн Аббас рассказывает: «Рукана развелся со своей женой, произнеся три талака одновременно. Позже он сильно сожалел о своём поступке. Тогда Посланник Аллаха спросил его: "Как ты дал развод?" Он ответил: "Я произнес три талака сразу." Пророк сказал: "На самом деле это считается одним талакам. Верни свою жену к себе."»
[5] Профессор доктор Вахба аз-Зухайли: «Аль-Фикх аль-Ислами ва адиллату-ху» (Исламское право и его доводы), том 7, стр. 406.
[6] Вахба аз-Зухайли: «Современные фетвы» («Фатауа Муасира»), стр. 182.

Абдусамат Қасым