Обязательно ли носить черный платок для соблюдения траура по близкому человеку?
Обязательно ли носить черный платок для соблюдения траура по близкому человеку?
8 лет назад 7569

В старину у казахов овдовевшая женщина, облачалась в черную одежду, вплоть до головного убора. Согласно некоторым данным, жена, потерявшая мужа, должна была также снять все украшения и не надевать их до определенного времени.

Весьма интересно процесс прощания с близким человеком описал Мухтар Ауэзов в своем культовом романе-эпопее «Путь Абая». Читатель узнает, что во времена, описанные писателем, для покйного ставилась отдельная специальная юрта, в которой не было мебели, только весь пол застлали коврами. С правой стороны установили большую кровать с костяными украшениями, покрытую черным ковром, на этом ложе укладывали умершего. С правой стороны на юрту крепили знамя (полотнище, прикрепляемое к пике копья) . Цвет полотна зависел от возраста покойного. Если хоронили молодого - знамя было красным, почивший дожил до почтенного возраста, значит знамя белого цвета, если же покойный ушел  в расцвете сил, не состарившись – знамя состояло из двух цветов – белого и красного. Жены же и дочери умершего c повязанными на голове черными шалями, причитали, рассказывая о своей беде, о достоинствах ушедшего в специальной песне-плаче – жоктау...[1]

С течением времени традиция сошла на нет, и сейчас процедура похорон изменилась.

По шариату:

В шариате есть понятие, близкое к трауру, называемое  «ихдад» (الإحداد). Согласно этому, вдова в течение четырех месяцев и десяти дней не носит украшения, не пользуется благовониями (духами), не наряжается, и не выходит из дома мужа без особой на то нужды.

Облачаться же в черную одежду, дабы таким образом выразить степень своего горя, необязательно. Однако и запрета на это нет, то есть если вдова захочет одеть черное, в этом нет ничего предосудительного. И лишь в некоторых религиозных книгах говорится, что предаваться горю и носить черное больше трех дней нельзя.  [2].

Следует отметить, что соблюдение ихдад – является фарзом (обязательным) для вдовы покойного, но для его дочери и сестер это мубах. При этом состояние мубах не должно длиться больше трех дней. Наш Пророк (с.г.с) говорил:

«Женщина, верующая в Аллаха и в Судный день не должна соблюдать ихдад (быть в трауре) больше трех дней. Вдова же соблюдает траур (ихдат) по своему ушедшему мужу четыре месяца и десять дней.[3].


[1] М.Ауэзов, Путь Абая: Смерть Божея
[2] Татархания, Китабут талак.; Раддул Мухтар - 10/352 бет; Хидая - Китабут талак. 
[3] Сахих Бухари, Китабут талак –хадис №5024.

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой