I раздел. Теология. Извечность Аллаха
I раздел. Теология. Извечность Аллаха
7 лет назад 2621
продолжение…

 

Значение терминов

Извечный - «ﺍاﻟﻘﺪﻳﯾﻢ» - противоположное «возникшему»; тот, чьему бытию не предшествовало небытие.

 

Краткое толкование

Создатель этого мира извечен, т.е. у Него нет начала, как у созданий. Доводов, приведенных для доказательства существования создателя, достаточно для того, чтобы доказать Его извечность. Выше мы сказали, что появление этого мира невозможно без создателя, который отличен от мира и не является его частью. Чтобы подкрепить этот довод, приведем еще несколько доказательств.

 

Рациональные доказательства

Вопрос касается атрибутов создателя, Он либо извечный, либо возникший, третьего не дано. Если он возникший, то, значит, он нуждается в том, кто его создаст, а тот, в свою очередь, нуждается в том, кто создаст его, и т.д.

В итоге мы либо получаем бесконечную цепочку: создание – нуждающееся в создателе – нуждающееся в создателе и т.д. до бесконечности. А как известно, бесконечная цепочка недопустима (абсурдна), с этим согласен любой разумный человек. Либо мы получаем замкнутый круг.

 

Доводы из священных текстов

Аллах в Коране сказал: «Он – и первый, и последний, явный и сокровенный, Он ведает обо всем сущем»(57:3). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов по этому поводу сказал: «О Аллах, Ты первый, и нет ничего до Тебя, Ты последний, и нет ничего после Тебя» [1].

 

Смысловые (обязательные) атрибуты

Он Живой, Могучий, Знающий, Слышащий, Видящий, Желающий, Обладающий волей.

 

Значение терминов

Живой - «ﺍاﻟﺤﻲ» - обладающий атрибутом жизни; это извечный божественный атрибут, если бы не он, то все остальные атрибуты не имели бы смысла.

Могучий - «ﺍاﻟﻘﺎﺩدﺭر» - обладающий могуществом; это извечный атрибут Аллаха, им он создает и уничтожает, этот атрибут связан только с допустимыми вещами [2].

Знающий - «ﺍاﻟﻌﻠﻴﯿﻢ» - совершенное обладание знанием; это извечный атрибут Аллаха, посредством которого Ему открыто все необходимое, допустимое, невозможное, этот атрибут связан с упомянутыми тремя категориями [3].

Слышащий - «ﺍاﻟﺴﻤﻴﯿﻊ» - обладающий слухом; это извечный атрибут Аллаха, связанный со слышимым, но он не осуществляется посредством слушания и органа слуха.

Видящий - «ﺍاﻟﺒﺼﻴﯿﺮ» - обладающий зрением; это извечный атрибут Аллаха, раскрывающий все видимое, но он не осуществляется посредством взгляда и органа. Слух и зрение Аллаха связаны только с сущим [4].

Желающий - «ﺍاﻟﺸﺎﺋﻰ», Обладающий волей - «ﺍاﻟﻤﺮﻳﯾﺪ»- синонимичные атрибуты Аллаха, связанные с волей. Это извечный атрибут Аллаха, распространяющийся на допустимое и связанный с возможным.

 

Краткое толкование

Создатель, создавший этот мир в таком мудром и уравновешенном состоянии, должен обладать этими совершенными атрибутами.

 

Общее доказательство наличия этих атрибутов у создателя

Если бы Ему не были присущи упомянутые атрибуты, то были бы присущи противоположные, т.е. смерть, немощность, невежество, глухота, слепота, принуждение. Из наличия этих атрибутов следовало бы, что этот мир либо не должен существовать, либо он должен представлять из себя хаос, на самом же деле мы видим обратное. Кроме этого, создатель должен обладать только совершенными атрибутами, а упомянутые атрибуты относятся к атрибутам недостатков, если бы они были присущи Ему, то Он имел бы изъян, а это невозможно.

 

Доводы в пользу атрибута «Жизнь»

А. Рациональные доводы

Если бы создатель был мертвым, то мы не могли бы отнести к нему упомянутые совершенные атрибуты, о необходимости которых мы сказали выше. Мертвое не может иметь ни могущества, ни воли, ни знания и т.д. Кроме того, мертвое не может создать живое.

Б. Доказательства из священных текстов

В Коране сказано: «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего» (2:255). Что касается сунны, то от Зайда ибн Сабита передается риваят: «Я пожаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на бессонницу и он сказал мне: «Скажи: «О Аллах, закатились звезды, успокоились очи, а Ты живой, вечно сущий, Тебя не берет ни сон, ни дрема, о Живой, успокой мою ночь и даруй сон моим очам» [5].

 

Доводы в пользу атрибута «Могущество»

А. Рациональные доводы

Аллах Всевышний создал этот мир и населил его различными великими и удивительными существами. Существование многочисленных видов животных, растений, объектов неживой природы указывает на то, что создатель всего этого должен обладать мощью. Немощный не способен даже ухаживать за собой и тем более не способен создать и поддерживать жизнедеятельность такого огромного числа созданий. Разве может создатель существ, обладающих мощью, быть немощным?

Б. Доводы на основе священных текстов

Аллах в Коране сказал: «Могущество принадлежит только Аллаху» (2:165); «Кто властен над всем сущим»(67:1). В сунне по этому поводу есть мольба Пророка (да благословит его Аллаха и приветствует): «О Аллах, я прошу Тебя о лучшем, о чем просил Тебя твой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), и ищу у Тебя убежища от того зла, от которого у Тебя искал убежища твой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Ты даешь помощь и на Тебе лежит доведение, нет силы и могущества ни у кого, кроме Тебя [6]» (приводится у ат-Тирмизи, который характеризовал этот хадис как хороший).

 

Доводы в пользу «Знания»

А. Рациональные доводы

Точно так же, как и в предыдущем случае, мы заявляем, что этот мир не может быть создан тем, кто невежественен в отношении его точного строения. Точно так же не знающий работу столяра не способен сделать стул, не знакомый с хитростями кузнеца не способен выковать топор.

Б. Доводы из священных текстов

Аллах в Коране сказал: «Постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает» (2:255); «И у Него ключи к сокровенному! Знает о них только Он. Знает Он то, что на суше и в море. И не падет лист [с дерева] без Его ведома» (6:59); «Знает Он и тайное ваше, и явное. Знает Он то, что вы совершаете» (6:3). Что касается сунны, то однажды Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со словами: «О Посланник Аллаха, научи меня словам, которые я буду говорить утром и вечером». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Говори: «О Аллах, Создатель небес и земли, Знаток скрытого и явного, Господь всякой вещи. Я прибегаю к Тебе от зла, которое во мне, от зла сатаны и его пособников[7]» (приводится у Абу Дауда и ат-Тирмизи).

 

Доводы в пользу атрибутов «Слышаший» и «Видящий»

А. Рациональные доводы

Если бы Ему не были присущи эти атрибуты, то были бы присущи противоположные, как известно, это атрибуты-изъяны, а разве можно создать мир, наполненный звуками и светом, будучи слепым и глухим? Разум не допускает подобного.

Б. Доводы из священных текстов

 «Или же они полагают, что Мы не ведаем их тайн и сокрытых переговоров?» (43:80); «Он – внемлющий, зрящий» (42:11); «Не бойтесь, ибо Я – на вашей стороне и Мне [все] слышно и видно» (20:46); «Который сказал своему отцу: “Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, кто не слышит и не видит и не избавит тебя от какой-либо [беды]?”» (19:42). Слова Ибрахима (мир ему) о том, что идолы не слышат и не видят, доказывают, что Аллах слышащий, видящий. Что касается сунны, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если кто-либо из вас каждый день утром и вечером будет говорить: «Во имя Аллаха, при упоминании имени которого ничто ни на небесах, ни на земле не способно нанести вред. Он слышащий, знающий» - по три раза, то ничто не принесет ему вреда [8]» (приводится у ат-Тирмизи, который комментировал этот хадис как хороший, достоверный).

 

Доводы в пользу «Воли»

А. Рациональные доводы

Если бы у Него не было воли, то этот мир не был бы создан. Поскольку если бы мир был создан не волей, то он возник бы по необходимости, что указывало бы на его извечность. Но поскольку мы установили, что этот мир возникший (созданный) из ничего, то, следовательно, должна быть божественная воля, которая его создала и существовала до него.

Б. Доводы из священных текстов

В Коране сказано: «Когда Мы хотели погубить [жителей] какого-либо селения, то по Нашей воле богачи их предавались нечестию, так что предопределение осуществлялось, и Мы истребляли их до последнего»(17:16); «Воистину, Аллах творит то, что пожелает» (22:14); «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения желает» (2:185). Что касается сунны, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов сказал: «Кому Аллах  желает  добра,  тому  дарует  религиозные  знания [9]».  Слово  Пророка  (да благословит его Аллах и приветствует) «желает» указывает на волю.

[1] Муслим, 8/78-79.
[2] Т.е. является абсурдом, чтобы Он уничтожил необходимое (ваджиб) или создал недопустимое (мустахил).
[3] Потому что Аллах знает необходимое (ваджиб), т.е. Себя, и знает невозможное, например, невозможность существования другого такого же творца, так же как знает возможное.
[4] Аллах не видит то, что не существует, из сущего же Он видит все – и обязательное, и возможное, что же касается невозможного, то его Он не видит, поскольку оно не существует.
[5] Ан-Навави. Ал-Азкар. – С. 124.
[6] См. Рийад ас-салихин. – С. 529.
[7] См. Рийад ас-салихин. – С. 518.
[8] Рийад ас-салихин. – С. 516.
[9] Ас-Сирадж ал-мунир ‘ала ал-джами‘ ас-сагир, 3/354.

0 комментариев