Сердце верующего человека: от чёрствого к чистому, а не наоборот!
Сердце верующего человека: от чёрствого к чистому, а не наоборот!
9 месяцев назад 1552

Наверняка каждому из нас приходилось когда-либо слышать фразы: «Да у него каменное сердце!» или: «Он стал таким холодным!». Возможно, мы и сами иногда замечаем, что начали относиться к определённым вещам, действиям иначе. Кто-то просто теряет интерес, другой теряет веру. Так или иначе, процесс «затвердевания» сердца, души имеет большие последствия для человека, как внутренние, так и внешние. 

У заключительного Божьего посланника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Кто из людей лучший?» Он ответил: «Всякий тот, кто выметает из своего сердца и по-настоящему правдив [говорит лишь правду либо молчит]». У него уточнили: «Относительно правдивого все понятно, мы знаем кто это, а кто такой «выметающий из сердца»?» Последовал ответ: «Это тот, чье [сердце] набожно, чисто от греха, в нем нет желания обидеть кого-то или притеснить, нет злобы, ненависти, нет зависти [то есть если, подобно пыли, грязи или случайному мусору, что-то из упомянутого появляется, то оно «выметаемо». А потому к лучшим могут отнести себя те, кто поддерживает чистоту души, сердца, а также правдивость своей речи на соответствующем уровне, причем на постоянной основе]».*

Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999.

С. 455, хадис № 4216, «сахих»

Все мы знаем, что сердце является источником нашей веры (имана). На все происходящие события в первую очередь реагирует именно сердце. То, что таится в нём, является исходным пунктом наших деяний. Если в сердце есть доброта, милосердие, то и человек совершает лишь благородные деяния, а если в сердце начинает закрадываться сомнение, плохие мысли, зависть, то и поведение человека меняется в соответствии с его состоянием души.

 Такие негативные черты характера, как зависть, озлобленность отравляют сердце, заполняют его целиком и в нём не остаётся места для любви, поминания Всевышнего Аллаха.

Ещё один фактор, который делает сердце «больным», ‒ это навязчивые мысли. Какое-то событие или человек могут занять наши мысли на целый день, неделю, месяц и т.д.  Человек постоянно думает лишь об этом, не замечая, что вокруг происходит масса всего интересного, полезного. 

Те поселения (города, государства)… Мы рассказываем тебе о том, что с ними было. К ним [к их жителям] приходили посланники [избранные Нами из их же числа] со знамениями [очевидными чудесами, подтверждавшими правдивость их слов и истинность их миссий]. [Многие из них] не становились верующими по той причине, что не поверили ранее [еще до прихода пророков укрепились и укоренились в своих языческих убеждениях]. Подобным образом Всевышний запечатывает сердца безбожников. [Грехами и атеистическими убеждениями человек постепенно превращает свое сердце в нечто черствое, мертвое, на что на определенном этапе накладывается Божья печать, подтверждающая в том числе и духовную глухоту, слепоту. С какими чарующими речами к таким людям ни обращайся, какие фантастические чудеса ни показывай, они найдут всему этому свое объяснение, пройдут мимо и останутся равнодушными].*

Священный Коран, 7:101

Каждый мусульманин наполняет своё сердце верой, любовью к Всевышнему Аллаху при помощи молитв, получения знаний, совершении благих, угодных Всевышнему деяний.

Они [кто обращен, возвращается сознанием и душой к Всевышнему] уверовали, и их сердца становятся умиротворенными во время упоминания Господа. Не упоминанием ли Его успокаиваются (начинают чувствовать уверенность) сердца?!*

Священный Коран, 13:28

Но для кого-то, например, молитва  становится обычным ритуалом, при котором он совершает одни и те же действия изо дня в день, совершенно не вкладывая душу, всю свою любовь к Всевышнему Аллаху. Это тоже ослепляет наше сердце, делая его более чёрствым.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

Если человек совершает грех, на его сердце появляется черное пятнышко. Оставление греха [отстранение себя от него], раскаяние в содеянном и испрашивание прощения у Господа отполировывают сердце [удаляют с него это пятно]. Если же человек повторяет [те же] грехи снова и снова, пятно увеличивается до такой степени, пока не покроет все сердце [обернув его в некую беспросветную оболочку]. Это и есть то окутывание, обертывание («ар-ран»), которое упомянуто Всевышним в Коране.*

хадис от Абу-Хурайры,

св. хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа

Ученый Хасан аль-Басри сказал: «Ар-ран» — это многократное совершение грехов до такой степени, что сердце слепнет, почернев от них. А вот «ат-тоб» (запечатывание сердца) – это уже нечто более страшное». [Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т.15. С. 494].

Источником же очищения сердец являются положительные мысли, поступки, совершаемые во благо, а также вдумчивое чтение Священного Корана.

Несомненно, на всё воля Всевышнего, Он ведёт прямым путём того, кого захочет. Мы же, в свою очередь,  должны как можно чаще прислушиваться к нашему сердцу и помнить, что именно оно является источником наших деяний, за которые несём ответственность.

Кому Аллах (Бог, Господь) раскроет сердце для покорности Ему [для осознания сердцем и практики в делах смыслов заключительного Писания и наставлений последнего из посланников Божьих ‒ Мухаммада], такой человек приобретет свет от Бога. [Его жизненный путь станет более ясным и понятным для него, «освещенным», мотивация заменит инертность, дисциплина ‒ беспечность, храбрость в благом и праведном устранит с его пути малодушие, леность, а жизнерадостность наполнит его душу настолько, что грусти и печали станет невыносимо тесно.] Разве [такой человек похож на жестокосердного, бессердечного]?!

 

Горе тем, чьи сердца черствы к упоминанию Бога [безразличны к этому и бесчувственны. Божественные наставления и назидания не находят отклика в их душах, окаменевших сердцах]. Таковые ‒ в очевидном заблуждении!*

Священный Коран, 39:22

Одним из качеств, которым может обладать верующий человек, является — «басыра» (ударение на второй слог), то есть «проницательность», умение почувствовать ситуацию наперед. Это качество пробуждается (особенно у верующего), когда человек спокоен, свободен от эмоций, уравновешен и разумен.

Приведённый аят также раскрывает полезность естественного на уровне сердца восхваления Всевышнего. Часто это помогает человеку прозреть в том или ином трудном для него жизненном вопросе, смягчив сердце и пробудив разум. 

Шейх Ибн Араби сказал:

«Сердце ‒ полированное зеркало, состоящее целиком из поверхности, которая никогда не ржавеет… Когда сердце вплотную занято познанием причин материального мира и таким образом отвлекается от познания Бога, такое внимание к чему-либо помимо Господа и представляет собой ржавчину на поверхности сердца. Она мешает покрытому ею сердцу открыть Истину, ибо Божественное присутствие постоянно обнаруживает себя, и невозможно представить, чтоб оно было когда-либо скрыто от нас. Далее, когда такое сердце не принимает Божественного присутствия путем похвального обращения к религиозному закону, потому что оно приняло что-то иное вместо него, то об этом ином говорят как о «ржавчине, покрове, слепоте, замке, коросте»».

В хадисе говорится:

Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце.

хадис от Абу Абдуллаха ан-Ну'ман бин Башира,

св. хадисов Аль-Бухари и Муслима

 

Да очистит Всевышний наши сердца от всего того, что их очерняет, и осветит их Своим божественным нуром (светом)!

 

Зиля Азизова, Махалля №1

 

*С комментариями Ш. Аляутдинова

0 комментариев