Совершение талкина усопшему
Совершение талкина усопшему
8 лет назад 3411 madrasah2.ru
Махди Эльдаров

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем.

Один из немаловажных аспектов похоронного обряда, к которому, к сожалению, некоторые мусульмане относятся халатно и не уделяют должного внимания, является вопрос о талкине. Относительно этого вопроса есть некое недопонимание со стороны простолюдинов и расхождение во мнениях со стороны ученных ахлю-сунна. И поэтому мы попытаемся, с дозволения Аллаха, раскрыть этот вопрос с точки зрения всех четырех мазхабов.

 

Определение талкина

Талкин в отношении усопшего – это обряд, во время которого некий мусульманин становится (присаживается) у изголовья могилы мусульманина после его захоронения и обращается к нему, напоминания о свидетельстве, что нет бога (достойного для поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. А также он напоминает о некоторых столпах веры: смерть – это истина, Рай – это истина, Всевышний Аллах воскресит всех людей, чтобы тем самым он смог ответить на вопросы ангелов Мункара и Накира. У талкина нет строго определённой формы, всякое обращение, что подходит по смыслу, называется талкином.             

 

Доводы из Сунны

Имам ат-Табарани в сборнике хадисов «ад-Дуа» приводит хадис от Абу Умамы аль-Бахалий, который сказал: «Когда я умру, то сделайте в отношении меня то, что повелел нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в отношении усопших людей. Посланник Аллаха повелел нам: «Когда кто-то умрет из числа ваших братьев (мусульман), вы осыпьте его могилу землей, и пусть один из вас встанет у его изголовья и затем скажет ему: «О такой-то, сын такой-то!», и в действительности он будет слышать вас, но не сможет ответить вам, и пусть далее он скажет: «О такой-то, сын такой-то» и после этого тот (кто в могиле) сядет. Затем пусть скажет: «О такой-то, сын такой-то», и действительно, он станет говорить: «Направь (наставь) нас, да смилуется над тобой Аллах», но вы не будете этого чувствовать (слышать). И пусть он скажет: «Скажи то, с чем ты покинул этот мир, свидетельство, что нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник. И что ты доволен Аллахом – как Господом, Исламом – как религией, Мухаммадом – как пророком, и что ты доволен Кораном – как руководителем». Поистине, ангелы Мункар и Накир возьмутся за руки и скажут: «Пойдем, нет нам необходимости сидеть рядом с ним, ему подсказали его довод (доказательства)». Сказал Абу Умамат: «Сказал некий (спрашивающий): «О Посланник Аллаха! А если его мать будет неизвестной (не известно её имя)?» Он ответил: «Его причислят к его праматери Хава: о такой-то, сын Хава»».

 

Мнение ханафитов

Шейх Абдуль-Гани аль-Гунайми аль-Ханафи в книге «Любаб» (1/125) сказал: «Что же касается талкина, когда он уже в могиле, то это законное право по мнению ахлю-сунна, потому что Аллах оживит его в могиле».

Имам ибн Абидин в книге «Хашия радд Мухтар» пишет: «Не запрещают совершение талкина после смерти (человека), так как в этом нет никакого вреда, наоборот, в этом есть польза, потому что мертвый радуется (успокаивается) зикром…»

 

Мнение маликитов

Имам Мухаммад ибн Юсуф аль-Абдарий в книге «ат-Тадж валь Иклил» говорит: «Абу Хамид (аль-Газали) сказал: «Желательно совершить талкин усопшему после его захоронения». Сказал Ибн аль-Арабий в книге «Масалик»: «Когда уложат усопшего в могилу, в это время желательно совершить талкин, и это действие (практика) благородных/праведных жителей Медины. Потому что это (действие) соответствует слову Всевышнего Аллаха: «Напоминай! Ибо напоминание приносит пользу верующему». Время, в котором усопший нуждается в напоминании, это время, когда ангелы допрашивают его».

Имам Куртуби, автор знаменитого тафсира, в книге «ат-Тазкирату фи ахвали-льмавта ва умури-льахира» приводит отдельную главу, посвященную талкину, в которой говорит: «Сказал наш Шейх Абуль-Аббас Ахмад ибн Умар аль-Куртуби: «Необходимо наставить усопшего к ответам на вопросы после того, как его уложат в могилу, и напоминать ему словами: «Скажи: Аллах – мой Господь, Ислам – моя религия, Мухаммад – мой посланник». Воистину, он сейчас будет спрошен об этом».

«И у нас также в Кордове следуют этой практике. И обращаясь к усопшему, говорят: «Скажи: он, Мухаммад – посланник Аллаха. И это говорят, когда осыпают могилу землей. Данное действие не противоречит слову Аллаха, где Он сказал «И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле», а также не противоречит другому аяту «Воистину, ты не сможешь заставить слышать мертвецов». Потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к тем (многобожникам), которые были брошены в колодец, и они услышали его, и он сказал им (сподвижникам): «Вы не лучше слышите то, что я говорю, чем они. Просто они не могут ответить».

 

Мнение ханбалитов

Имам аль-Мардавий в книге «аль-Инсаф фи магрифати рраджихи мин-аль хиляф» (2/548-549) сказал: «Желательно совершать талкин в отношении усопшего после его захоронения согласно мнению, которого придерживались большинство ученых (ханбалитов)».

Другой ханбалитский ученый Ибн Муфлих говорит в книге «аль-Фуруг»: «Что касается талкина после смерти, то большинство (ученых) посчитали это желательным».

И далее Ибн Муфлих говорит:  «Совершающий талкин сядет у изголовья, как об этом также сказали и шафииты».

 

Мнение шафиитов

Имам ан-Навави в книге «Маджму шарх Мухаззаб» пишет: «Сказала группа ученых нашего мазхаба, что желательно совершать талкин в отношении мертвого человека после его захоронения. Человеку нужно сесть у его изголовья и сказать: «О такой-то, сын такой-то!» или «О раб Аллаха, сын рабыни Аллаха! Ты вспомни о договоре, с которым покинул этот мир: свидетельство, что нет Бога (достойного для поклонения) кроме Него Единственного, которому нет сотоварища, и что Мухаммад Его раб и посланник, что Рай – это истина, что Ад – это истина, что воскрешение – это истина, что день суда – это истина, и нет в этом сомнения, что Аллах воскресит тех, кто в могиле, что ты доволен Аллахом как Господом, [что ты доволен] Исламом – как религией, Мухаммадом – как пророком, Кораном – как руководством, Каабой – как киблой, мусульманами – как братьями. Шейх Наср к этим словам добавил: Мой Господ – Аллах, нет иного Бога кроме Него, на Него я полагаюсь, и Он Господь великого трона. И эта (форма) талкина у них является желательной, и из числа тех, кто указал на ее желательность это: Кади Хусейн, Мутаваллий, Шейх Наср аль-Макъдисий, ар-Рафии и др., привел Кади Хусейн от наших ученых Шафиитов о совершении талкина».

Говорит имам Абу Амр ибну Салях аш-Шафии в «Фатава» (2/261): «Что касается талкина, это то, что мы выбрали [считаем предпочтительным] и поступаем так [практикуем это действие]. Об этом упомянула группа наших ученых [шафиитов] из Хоросана, и об этом же говорится в хадисе Абу Умамы, цепочка передатчиков (иснад) которого не является достоверным. Но содержание его подтверждается рядом других свидетельств, а также практикой прежних жителей Шама».

Говорит имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии в книге «Тухфат-уль мухтадж»:  «Желательно совершать талкин в отношении совершеннолетнего, разумного, умалишенного, который ранее был в здравом рассудке, а также в отношении шахида, как это требуется совершать после полного захоронения, следуя хадису, а его слабость подкрепляется рядом других свидетельств, указывающих, что это из дополнительных дел. И тем самым отвергается слово (мнение) ибн Абдуссаляма что это – новшество (бид’а)».

Что касается мнения Иззуддина ибн Абдусаляма, то его мнение в нашем шафиитском мазхабе не является основополагающим (мутамад). Основополагающее мнение строится на мнениях двух шейхов (ан-Навави, ар-Рафии), и эти два шейха посчитали талкин желательным.

Говорит имам аш-Ширбини в книге «Мугни аль-мухтадж»: «После захоронения совершеннолетнего [мусульманина], совершить талкин по отношению к нему является сунной (желательно). И, обращаясь к нему, говорят: «О такой-то, сын такой-то», и в действительности он будет слышать вас, но не сможет ответить вам, и пусть далее он скажет: «О раб Аллаха, сын такой-то! Ты вспомни то, с чем покинул этот мир, свидетельство, что нет Бога (достойного для поклонения) кроме Аллаха, и что Мухаммад Его раб и посланник, что Рай – это истина, что Ад – это истина, что воскрешение – это истина, что День Суда – это истина, и нет в этом сомнения, что Аллах воскресит тех, кто в могиле, что ты доволен Аллахом как Господом, [что ты доволен] Исламом – как религией, Мухаммадом – как пророком, Кораном – как руководством, Каабой – как киблой, мусульманами – как братьями».

И в заключение хвала Аллаху, Господу миров.

0 комментариев