Споры в сети — наш последний кардиомонитор
Споры в сети — наш последний кардиомонитор
8 лет назад 2174 islam.com.ua
Абдул Саттар Ахмед (Abdul Sattar Ahmed)

В одной из песен знаменитого канадского композитора, поэта и певца Дауда Уорнсби (Dawud Wharnsby) есть такие строки:

«У нас так много слов, но так мало что сказать,

Тогда как ангелы записывают каждую сказанную нами букву.

Все вирусные вложения, которые мы отправляем, и страстные оскорбления, которые мы посылаем…

Легко быть наглым, прячась за придуманными паролями.

Но наступит день, когда свитки будут развернуты и каждое слово и деяние показано,

Когда мы увидим наши счета, лично я знаю — мне будет страшно.

В тот день мне будет очень страшно это читать».

(Альбом The Prophet's Hands, 2003)

Одна из трагедий Интернета заключается в том, что он, по сути, отменяет социальный контракт, благодаря которому наше взаимодействие является более приятным и менее конфронтационным. Если кто-то оскорбляет нас онлайн или выражает мнение, с которым мы не согласны, мы даем отпор, не ощущая никакой физической угрозы, смело называем оппонентов идиотами, неверующими и другими обидными словами. Если вдруг кто-то цитирует ученого, которого мы не уважаем, или приводит спортивную статистику игрока, который нам не нравится, для большинства из нас не проблема публично назвать уважаемого пожилого ученого продажным или, не стесняясь в выражениях, сообщить всему миру, что спортсмен ни на что не годен. Конечно, оскорбляя их, мы не признаем, что нам далеко и до авторитетного ученого, и до профессионального спортсмена.

Безусловно, глядя в глаза, мы не сказали бы ничего подобного. Если бы это были наши родители, мы бы горячо извинялись и постарались бы предотвратить ссоры. Но почему наши пальцы так уверенно бегают по клавиатуре, когда мы наносим оскорбления, бросаемся обвинениями или выступаем с анализом важных политических событий по прочтении пары статей в Интернете?

Несколько месяцев назад погиб один молодой человек из нашей общины. Он шел по улице и попал под поезд. Читатели веб-сайта местной газеты дружно начали комментировать это событие, и многие решили, что, наверное, он сам виноват, раз не заметил поезда. Это было в день его смерти. Сказали бы они это в лицо его скорбящей матери? Обсуждали бы свои предположения на похоронах? Надеемся, что для этого ни один из них, все же, не так груб. Но печатая свои комментарии в Интернете, они, фактически, именно это и делали.

Точно так же многие молодые мусульмане бросают обвинения в адрес мусульманских ученых, часами сидят в сети, занимаясь оскорблением суннитов, шиитов, ихванов, суфиев, саляфитов, таблигитов, деобанди и любых других мусульманских течений, которые только можно себе представить. Многие, в прямом смысле слова,  посвящают часть своего дня регулярному обновлению статуса в Фейсбуке, написанию колкого поста в своем блоге, предостережению других и перечислению их ошибок — и все это в полной уверенности, что они «повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное».

Стоит ли отрицать, что многие из нас не могут устоять перед тем, чтобы не оставить комментарий или поставить статус, намекающий, что наши политические, социальные, экономические, религиозные и правовые взгляды как мусульман более правильные, нежели взгляды других. Тем не менее, большинство из нас не оканчивали никаких учебных заведений, чтобы считать себя специалистами в исламских науках, а даже если и оканчивали, это не оправдывает язвительный тон и издевки. Как говорит имам Сухайб Уэбб (Suhaib Webb): «Мы как пожарники, которые спорят, какой рукав использовать, а дом тем временем горит».

Нужно понять, что становясь участниками этой культуры дебатов, споров, снова дебатов и опять споров и так день ото дня, мы постепенно истощаем свое сердце. В соцсетях мы испытываем прилив адреналина,  ждем контраргументов или подключения к спору новых людей. Мы создаем интеллектуальные форумы, а потом как хищники сидим в засаде и ждем, когда кто-нибудь запутается в доводах, чтобы бросить в ответ: «Ну, с ним все ясно!». А это ужасное чувство после слишком многословного ответа! В нем нет ничего хорошего или полезного: мы просто позволяем своему нафсу (душе и желаниям) рвать на части сердце и сходим с ума, предвкушая, что теперь-то, наконец, доказали свое превосходство над другими.

Чтобы действительно разобраться в психологии такого поведения, рассмотрим его под двумя углами. Во-первых, давайте взглянем, что о таком поведении говорит Коран. Во-вторых, откроем несколько моментов, которые будут напоминать, почему и как мы должны остерегаться причастности к этому.

В суре «Лукман» Коран гласит: «О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос — это рев осла» (Коран, 31:17-19).

Уроки этих аятов:

1. Мы видим, что Лукман приказывает сыну поощрять добро, запрещать зло и быть терпеливым. Почему он говорит ему быть терпеливым? Потому что того, кто действительно берет на себя труд поощрения добра и запрещения зла в обществе, неизбежно ждут тяготы, испытания и беды. Уверяю вас, что лишний вес, сонливость, утренняя боль в пальцах — это результат длительного печатания на клавиатуре и сетевых споров, а не те бедствия, о которых говорит Лукман. Он говорит сыну помнить, что рано или поздно люди начнут физически преследовать тебя, если ты будешь призывать к правильному, поэтому будь готов терпеливо вынести все испытания.

2. Лукман также рекомендует сыну не отворачивать лица от людей из высокомерия, не быть кичливым. Тем не менее, когда мы говорим, что шейх такой-то продажный, поэтому он для нас не авторитет, или что он не придерживается традиционного учения, поэтому мы игнорируем его слова, мы делаем именно то, от чего предостерегал Лукман своего отпрыска. Своими словами мы пытаемся доказать собственное превосходство над образованным человеком, а по-сути демонстрируем интеллектуальное банкротство. Мы не можем опровергнуть доказательства, поэтому стараемся опровергнуть человека, который их высказал. Как сказал Мухаммад аль-Шариф (Muhammad al-Shareef): «Когда человек не может предъявить доказательство, он впадает в гнев. Но гнев это не доказательство».

3. И, наконец, Лукман говорит потомку: «Ступай размеренной поступью и понижай свой голос». Зачем понижать голос? Чтобы не мешать своими словами каждому, кто находится поблизости, не беспокоить их своим проявлением высокомерия. Но каждый раз, когда мы пишем что-то публично (в том числе блоги), мы демонстрируем наши слова всем. Мы кричим на весь мир и требуем засвидетельствовать наши слова. Просим ли мы мир засвидетельствовать наш призыв к хорошему? Или мы просим засвидетельствовать, как мы клевещем на ученых, оскорбляем ту или иную группу мусульман или людей, которые, как мы решили, ими не являются? Посвящаем ли мы свое время тому, чтобы показать миру жизнь Пророка (мир ему и благословение)? Или демонстрируем всем свои личные проблемы, свою неадекватность и потребность показывать, что мы «на правильном пути», а все другие должны под нас подстраиваться?

Все мы должны дать серьезную оценку тому, что происходит у нас в душе, когда мы приобщаемся к культуре сетевых споров, и тому, почему мы не жалеем своего времени на то, чтобы это делать. В том числе, нам нужно подумать, что сделать, чтобы изменить следующие моменты:

Привычка постоянно оставлять скандальные и провокационные сообщения на форумах, в блогах и т.п. Это не только не имеет ничего общего с «запрещением предосудительного», но и открывает ворота для зла. Любой специалист в области психиатрии скажет, что целью такого поведения есть привлечь внимание к своей персоне, чтобы почувствовать свою значимость. Спросите себя: а нужно ли отвечать? Что сделал бы на моем месте Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)?

Если благородная душа хочет совершить зикр (поминание) Аллаха, то больная душа жаждет зикра в свой адрес, т.е., чтобы другие помянули ее. Она гордится, что выступает против зла, ставя ссылки на YouTube, провоцируя «вала валь-бара» (любовь и ненависть ради Аллаха), напоминая о конфессиональных различиях, в которых мы едва разбираемся, чтобы изгнать из ахль-ас-сунна (людей сунны) целые группы. Но в любых наших взаимодействиях мы должны думать, в первую очередь, об Аллахе, а не о себе.

Душа думает, что делает мир лучше, но она просто пытается ощутить свою значимость, и поэтому втягивается во все новые споры. Аль-Авзаи сказал: «Когда Аллах желает людям зла, Он открывает им дверь споров и удерживает от творения благого».

Действие в сети ничем не отличается от того, как если бы мы взяли ручку, написали письмо и отправили получателю. Этот акт фиксируется в священных свитках ангелами, которые записывают наши дела, и эти свитки будут представлены нам в Судный день. Оскорбление человека, ученого или просто знакомство с кем-то в сети имеет такой же вес, как и написанное слово. Думать иначе — наущение Шайтана.

Мы — не полиция Аллаха на земле. Мы Его рабы и представители Пророка (мир ему и благословение). Как вы думаете, тратил бы Пророк (мир ему и благословение) свое время на то, чтобы всем рассказывать, что группа А лишняя в умме, а группа В лучше? Занимался бы оскорблением ученых? Разве он проклял жителей Таифа, бросавших в него камни? Нет.

Он размышлял над откровением и формировал мусульман с помощью конструктивного воздействия в реальной жизни, а не искал возмездия за причиненное ему зло. И это человек, чьи слова имели куда больший вес, чем наши. Однако он никогда не опускался до споров.

Не думаю, что мы в Судный день готовы предстать перед такими выдающимися имамами прошлого, как Газали, Ибн Таймийя, Ибн уль-Кайим, или современными шейхами Албани, Карадави, Ясиром Кази, Хамзой Юсуфом, Таки Усмаани, Сухайбом Уэббом или любым из алимов или студентом, изучающим ислам (которых мы так любим дискредитировать), и перед Ангелами Аллаха и Самим Всемогущим Аллахом и сказать: «О Аллах, мое слово против него, этого имама/шейха/человека, ибо он сторонник нововведений, вводивший людей в заблуждение, а я был Твоим  рабом и призывал на Твой путь, обладая ясным пониманием, превосходящим его». А если не готовы, то нам лучше не открывать рта.

Я не говорю о разночтениях между учеными, которые разрешаются при помощи доказательств и методов исламского права. Я имею в виду пререкания, во время которых люди часто судят о жертвах, усилиях, учебе других ради служения Аллаху и об их религии (дин).

Из-за собственного кризиса идентичности мы иногда чувствуем потребность в принадлежности к более сильной и «правильной» группе, что, в свою очередь, может поощрять наше конфликтное поведение в сети. Многие чувствуют себя одиноко, особенно онлайн, и они черпают силы в том, чтобы присоединиться к тем, кто насмехается над другими. Их нафс чувствует себя лучше, когда самоутверждается за счет других, он ликует от уверенности в том, что он на правильном пути, а другие нет. Это опасное мышление, и его нужно отслеживать.

Многие из нас испытывают злость или имеют эмоциональные проблемы, которые необходимо излить в сети, чтобы почувствовать облегчение. Нередко мы оставляем комментарии в надежде на то, что о нас подумают лучше, чем мы есть, или чтобы восполнить какие-нибудь другие несоответствия между собой реальным и воображаемым. Каждому из нас было бы полезно проверить себя и свои привычки поведения в сети. Всевозможные анонимные комментарии онлайн позволяют нашему истинному «я» выйти наружу и действовать вопреки здравому смыслу, который не позволяет нам поступать подобным образом в реальной жизни. Поэтому спросите себя: зачем я это печатаю? Для кого — для себя или для них?

А может быть, нам просто не хватает «ощущения жизни»?

Возможно, вы хотите служить религии, участвовать в даавате, помогать общине и обществу с помощью исламских ценностей, но не знаете как. Решение относительно просто: участвуйте в жизни вашей мечети, вашей общины, познакомьтесь и общайтесь с реальными людьми, служите им и держитесь в стороне от споров в Интернете.

К тому же, стремитесь к знаниям ради Аллаха, а не ради споров. Рекомендую обратить внимание на изучение исламских наук и на исламскую литературу. Изучайте ислам глубоко, выберите какую-то одну отрасль и станьте специалистом именно в ней. И наконец, чаще читайте Коран — после омовения берите в руки Книгу, выключите компьютер.

Самопрославление нафса — это угроза, нависшая над каждым писателем, лектором, ведущим, который делится информацией об исламе. Все мы должны постоянно остерегаться этого и проводить время с людьми, в присутствии которых нам не хочется спорить, которые знают нас достаточно хорошо, чтобы напомнить о наших слабостях, чтобы мы не позволяли подобному поведению проявиться в нашей жизни.

Как мусульмане мы должны знать, что все, что мы делаем, печатаем или издаем, не избежит острого пера ангелов, которые все записывают, не избежит взгляда Аллаха (хвала Ему). Когда нам «предъявят наши счета», не будет ли нам страшно читать? 

1 комментарий
  • Антириба
    первая часть
    Как построить бизнес не прибегая к кредитным займам.
    На сегодняшний день в мире стоит такая проблема. Мир погряз в долговом рабстве. По телевизору банки и тут и там рекламируют свои кредиты, заставляя нас попадать в долговую зависимость от них. Если человек не может вовремя заплатить кредит, то банк начинает накручивать ему проценты из-за чего человек попадает к нему в долговое рабство. А ведь раньше если человек не мог выплатить ростовщику долг, то он или члены его семьи переходили к ростовщику в реальное рабство. В наше время конечно рабство отменено, но человек который взял кредит и во время его не вернул может остатся без крыши над головой. Не удивительно что в обществе где сильно развито ростовщичество (кредиты) чаще проявляются признаки сумашествия. В таком обществе люди более подвержены суицидам(самоубийствам).
    Если вы хотите открыть мебельный цех и у вас все есть кроме столярного станка. Ну не хватило денег, ну так получилось. А стоит столярный станок скажем 1000$. Но эти деньги есть скажем у вашего брата. То вы можете попросить вашего брата что бы он купил себе на свои деньги столярный станок и передал вам станок в аренду. То это будет правильный подход. Это будет как если вы наймете вашего брата в мебельный цех плотником. Только разница будет заключатся в том что вашему брату приходить в цех и пилить доски не надо. Там за вашего брата будет работать т.е пилить доски столярный станок. И ваш брат может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Это как если вы наняли вашего брата в цех плотником, а он решил эксплуатировать столярный станок. Вы же эксплуатируете стиральную машину дома что бы самому не стирать, а ваш брат решил эксплуатировать станок только на работе что бы самому не пилить доски. Если ваш брат работает поваром в столовой, то таким образом ваш брат будет работать в двух местах. Он сам ваш брат будет работать поваром в столовой, а столярный станок будет работать за вашего брата плотником у вас в мебельном цеху. А если ваш брат ни где не работает, то тогда просто ваш брат будет сидеть дома, а столярный станок будет работать за него плотником у вас в мебельном цеху и сможет приходиь к вам только за зарплатой т.е арендплатой.
    Ну а если вы возьмете эти деньги у вашего брата под проценты и купите себе этот станок, то это уже будет не правильный подход. А если ваш брат положит эти деньги на депозит в банк и потом банк выдаст вам кредит, то это тоже будет не правильный подход. В таком случае вы попадете в долговое рабство от своих кредиторов.
    Вы можете также открыть пельменный цех и попросить дядю что бы он купил себе на свои деньги электромясорубку и передал вам электромясорубку в аренду. Это будет как если вы наймете вашего дядю в пельменный цех крутильщиком мяса. Только разница будет заключатся в том что вашему дяди приходить в цех и работать т.е крутить мясо не надо. Там за него будет работать т.е крутить мясо электромясорубка и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Тетю попросить что бы она купила себе на свои деньги тестокатальную машину и передала вам тестокатальную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашу тетю в пельменный цех катать тесто. Только разница будет заключаться в том что вашей тети приходить в цех и работать т.е катать тесто не надо там за нее будет работать т.е катать тесто тестокатальная машина и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Сестренку попросить что бы она купила себе на свои деньги тестомес и передала вам тестомес в аренду. Это будет как если вы наймете вашу сестренку в пельменный цех месить тесто. Только разница будет заключатся в том что вашей сестренке приходить в цех и работать т.е месить тесто не надо. Там за нее будет работать т.е месить тесто тестомес и она может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Соседа попросить что бы он купил себе на свои деньги упаковочную машину и передал вам упаковочную машину в аренду. Это будет как если вы наймете вашего соседа в пельменный цех упаковщиком. Только разница будет заключатся в том что вашему соседу приходить в цех и работать т.е упаковывать продукцию не надо. Там за него будет работать т.е упаковывать продукцию упаковочная машина и он может приходить к вам только за зарплатой т.е арендплатой. Потом нанять персонал который будет работать руками, ведь техника же не может полностью заменить человеческие руки. Потом найти помещение. И при этом не в коем случае не надо брать ни одного кредита. Что бы не попасть в долговое рабство от своих от банков и кредиторов.
    Вы также можете открыть швейный цех и дать объявление в газету требуется 3000$. А когда люди начнут звонить по объявлению, то можете сказать что вся информация на собеседование. А на собеседование объяснять что вы деньги под проценты не берете. И объяснять: что мне ваши деньги не нужны, это не финансовая пирамида, не пугайтесь. Мне надо что бы вы просто каждый себе на свои деньги купили по швейному оборудованию или швейной машинке(по интернету, в магазине или где хотите) и передали мне швейное оборудование в аренду. Это будет как если я вас найму в швейный цех шить одежду. Только разница будет заключатся в том что вам приходить сюда и работать т.е шить одежду не надо. Здесь будет работать за вас т.е шить одежду швейное оборудование. И вы можете приходить сюда только за зарплатой т.е арендплатой.

    Не попадайте в долговое рабство от банков и кредитов.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    вторая часть
    Как нищий может править олигархами
    Нищий может править олигархами? Да да вы не ослышались. Именно так. Но для начала хочу сказать что это всего лишь схема и ее не нужно воспринимать буквально. На практике может оказаться все куда сложней. И даже более того данные трюки лучше выполнять профессионалам и не в коем случае не рекомендую выполнять их начинающим предпринимателям. Честное слово я вас не дразню и не задираю.
    Итак начнем. Представьте себе такую ситуацию. Представьте что у вас есть друг и зовут вашего друга Аслан. Представьте что ваш друг Аслан очень и очень состоятельный человек. Представьте что у него есть своя фирма НефтеСтройТрансСервис занимающаяся нефтеперевозками, строительством и другими подрядными работами. Представьте что Аслану по наследству от отца перешли следующие виды техник:
    1. Десять КАМАЗов самосвалов.
    2.Десять КАМАЗов нефтевозов
    3.Десять КАМАЗов бензовозов
    4.Десять КАМАЗов водовозов
    5.Десять КАМАЗов бетономиксеров
    6.Десять КАМАЗов автокранов
    7.Десять экскаваторов
    8.Десять автопогрузчиков
    9.Десять автогрейдеров
    10.Десять пассажирских автобусов
    Итого десять по десять и у вашего друга в наличие получается сто единиц техник.
    А вот теперь представьте что ваш друг Аслан взял и предложил вам работать директором у него на фирме НефтеСтройТрансСервис.
    Первый вопрос: кто в таком случае из вас двоих будет хозяином предприятия, а кто человеком работающего на хозяина?
    Вы конечно же ответите что разумеется мой друг Аслан будет хозяином предприятия, а я буду человеком работающего на хозяина, пусть даже в должности директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис два хозяина. Это ваш друг Аслан и его брат Ербол и вот они взяли и предложили занять вам пост генерального директора.
    Второй вопрос: кто же в таком случае из вас троих будет хозяином или точнее уже хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяина или точнее уже на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь мой друг Аслан и его брат Ербол будут хозяевами предприятия, а я буду человеком работающего на хозяев, даже на посту генерального директора.
    А теперь представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не два, а пять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, и их зятья Арман, Ануар и Мади. Вот они посовещались и приняли вас на работу в качестве генерального директора.
    Третий вопрос: кто тогда в таком случае из вас шестерых будет хозяевами предприятия, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и в этом случае мой друг Аслан, его брат Ербол и их зятья Арман, Ануар и Мади будут хозяевами предприятий, а я буду просто человеком работающего на хозяев.
    И наконец представьте что у этой фирмы НефтеСтройТрансСервис не пять, а десять хозяев. Это ваш друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар ,Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон. Вот они все вместе собрались, посоветовались и выбрали вас генеральным директором.
    Четвертый вопрос: кто теперь в таком случае из вас одиннадцати будет хозяевами предприятий, а кто человеком работающего на хозяев?
    Вы конечно же ответите что и здесь в данном случае мой друг Аслан, его брат Ербол, их зятья Арман, Ануар Мади и их друзья Борис, Максим, Александр, Артем и Антон будут хозяевами предприятия, а я буду человеком который работает на хозяев даже будучи на посту генерального директора.
    Ну, а теперь как вы думаете как они десять человек Аслан, Ербол, Арман, Ануар, Мади, Борис, Максим, Александр, Артем и Антон смогут вместе договорится и нанять вас на пост генерального директора. Конечно же это возможно. Но на самом деле это не так просто.
    Тогда в таком случае это вам надо их нанять. Да да вы не ослышались именно вам их и надо нанять.
    - Но как же я их найму? – спросите вы.
    Так вот отвечаю: вы сами открываете фирму НефтеСтройТрансСервис даете объявление: требуются нефтевозы, экскаваторы, автопогрузчики и т.д. или приглашаете за стол переговоров потенциальных инвесторов: Аслана, Ербола, Армана, Ануара, Мади, Бориса, Максима, Александра, Артема и Антона, объясняете ситуацию, проводите презентацию, делитесь вашими идеями и просите что бы:
    1.Аслан купил десять КАМАЗов самосвалов и передал вам их в аренду
    2.Ербол купил десять КАМАЗов нефтевозов и передал вам их в аренду
    3.Арман купил десять КАМАЗов бензовозов и передал вам их в аренду
    4.Ануар купил десять КАМАЗов водовозов и передал вам их в аренду
    5.Мади купил десять КАМАЗов бетономиксеров и передал вам их в аренду
    6.Борис купил десять КАМАЗов автокранов и передал вам их в аренду
    7.Максим купил десять экскаваторов и передал вам их в аренду
    8.Александр купил десять автопогрузчиков и передал вам их в аренду
    9.Артем купил десять автогрейдеров и передал вам их в аренду
    10.Антон купил десять пассажирских автобусов и передал вам их в аренду

    Настоящему руководителю. не обязательно работать на одного крупного олигарха. Настоящий руководитель может объединить сотни бедняков.


    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    Примечание:
    Тут я еще хотел отметить. Иджара т.е аренда является дозволенном видом дохода. Но от этого не будет толка если за просрочку аренды будет набегать пеня. В таком случае аренда уже ничем не будет отличатся от ростовщической сделки. Вообще я так думаю в будущем если эта практика станет повсеместной, я рекомендую производителям электромясорубок, столярных станков, соковыжималок и любой другой техники устанавливать счетчики на них. Причем открывать и закрывать счетчики могут только хозяева т.е арендодатели своим ключом. Думаю это будет справедливей. Ведь если человек взял у вас в аренду электромясорубку для пельменного цеха, а бизнес у него не пошел или пошел слабо, то вы можете посмотреть на счетчик и узнать какую сумму должен оплатить вам арендовзятель согласно договору. А вот если арендовзятель должен вам заплатить определенную сумму за аренду электромясорубки и не важно пошел у него бизнес или не пошел да еще и за просрочку начисляется пеня, то чем это будет тогда лучше ростовщичества? Да наверное ничем.

    Уважительная просьба. Не будьте равнодушны. Пожалуйста сделайте три экземпляра копий и раздайте вашим знакомым. Победим ростовщичество вместе. Заранее говорю вам спасибо.

    Если у вас возникли вопросы, то можете задать их по эл. адресу: antiriba@bk.ru
    8 лет назад